«Оказание методической помощи педагогическим кадрам».
 

Педагогический опыт по теме:

«Оказание методической помощи педагогическим кадрам».

 

I.              Объяснительная записка.

 

1. Актуальность опыта.

      Демократические изменения в обществе коснулись как организационной, так и содержательной стороны всей системы образования. Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а так же созданию методических разработок для обеспечения воспитательно – образовательного процесса.

       Основная цель  этой  работы – подготовка педагогических кадров к достижению требуемого качества образования. Исходя из вышесказанного можно выделить направления методической работы:

·         Организационно – методическая поддержка – организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДОУ;

·         Формирование и развитие кадрового потенциала – консультирование, проведение конкурсов и смотров, обучение педагогов в ходе аттестации;

·         Информационная поддержка – подготовка информационно – методических материалов, подготовка аналитических материалов, создание единого информационного пространства ДОУ;

·         Диагностическая поддержка – сбор и анализ информации о состоянии образовательного процесса и профессионального развития педагогов;

·         Правовая поддержка – создание нормативных документов по организации работы.

 

II.      Основной раздел.

 

2.   Задачи опыта.

      Задачи, решаемые в опыте:

  1. Определить эффективность использования разных форм методической работы.
  2. Разработать модель методической работы, включающую взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на освоение воспитателями необходимых знаний и умений.
  3. Оптимизировать систему методической работы с целью создания условий для профессионального развития каждого педагога.

 

  1.    Педагогические средства.

 

Педагогические средства, используемые в опыте:

1)    консультации;

2)    теоретические семинары и семинары – практикумы;

3)    заседания педагогического совета ДОУ;

4)    конкурсы и смотры;

5)    сопровождение педагогов в ходе аттестации;

6)    консультации с молодыми специалистами;

7)    коллективные просмотры.

 

4.    Технология опыта.                                   

 

       Успех воспитания и обучения дошкольников, взаимодействие с родителями и коллегами в коллективе, качество реализации программы во многом зависят от уровня педагогического мастерства воспитателей, который определяется их квалификационной подготовкой и методической компетентностью. Организация методической работы в учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребёнка.

       Изучив литературу и поставив перед собой задачи, я разделила свою работу на этапы (приложение № 1). По результатам диагностики, исходя из запросов воспитателей и приоритетного направления в работе ДОУ, в годовой план воспитательно – образовательной работы включены следующие задачи:

  1. Совершенствовать речь детей, как средство общения. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого словаря детей, совершенствовать умение использовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью высказывания.
  2. Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать технику основных видов движений, физическое развитие, приобщать детей к здоровому образу жизни.
  3. Продолжать работу над созданием условий для раскрытия творческого потенциала педагогов, с этой целью:
    • стимулировать включение педагогов в разные формы методической работы в детском саду, районе, городе;
    • использовать возможности курсовой переподготовки и аттестации педагогических кадров;
    • изучать, формировать и внедрять передовой педагогический опыт педагогов.

       Для реализации поставленных задач годового плана и исходя из приоритетного направления работы ДОУ, разработала план консультативной помощи педагогам и молодым специалистам (Приложения № 3, 4).

      Участие педагогов в конкурсах и смотрах – мощный мотивационный фактор, т. к. это стимулирует качество выполнения работы, а также подводит педагога к выполнению более продуктивной деятельности, проявлению творческих способностей, даёт возможность реализовать себя как личность. В ДОУ проводятся конкурсы как среди педагогов («Готовность к учебному году», «Лучший физкультурный уголок в группе», «Конкурс на лучший зимний букет» и т. д.), так и среди воспитанников (конкурс детского рисунка «Мой любимый детский сад», «Зимушка хрустальная» и т. д.).

       Формированию и развитию профессиональных качеств педагогов способствует аттестация.  Работа с аттестуемыми педагогами ведётся поэтапно:

1)    Теоретический аспект (индивидуальные беседы и консультации);

2)    Практический аспект (наблюдение и контроль за практической деятельностью);

3)    Заключительный аспект (итоги работы). 

     Такая поэтапная работа позволяет провести анализ профессиональных качеств педагогического работника, оказать необходимую методическую помощь, определить точки его профессионального роста, спроектировать пути совершенствования, направления развития педагогов и образовательной деятельности дошкольного учреждения.

      Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет. Всё его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно – образовательного процесса, повышения педагогического мастерства, взаимодействия с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д. Исходя из этого, методический кабинет призван обеспечить: адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников; эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса. Для этого материал, находящийся в методическом кабинете, разделён на несколько разделов:

1)   нормативные документы;

2)   методическая и справочная литература;

3)   методические материалы и рекомендации;

4)   выставки;

5)   документация по содержанию работы ДОУ;

6)   детская художественная литература;

7)   наглядный материал.

Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных коллективом для обеспечения целостного воспитательно – образовательного процесса:

1)    игровая деятельность;

2)    физкультурно – оздоровительная работа;

3)    ребёнок и окружающий мир;

4)    речевое развитие;

5)    математическое развитие;

6)    гражданско – правовое воспитание;

7)    трудовое воспитание;

8)    художественная литература;

9)    мир искусства;

10) мир музыки;

11) «Ясли – это серьёзно!»:

12) взаимодействие с родителями;

13) экологическое воспитание;

14) методические материалы и рекомендации.

Также в методическом кабинете собран материал, знакомящий с опытом лучших педагогов учреждения. Отдельно в методическом кабинете представлены тематические конспекты занятий и других форм организации детской деятельности в разных возрастных группах (в электронном и бумажном вариантах).

       Накоплен информационный материал для педагогического просвещения родителей (рекомендации, памятки, советы). Размещается он на информационных стендах в группах. Это не только теоретический, но и практический материал. Он содержит вопросы для родителей, задания по наблюдению за ребёнком, совместные задания для детей и их мам и (или) пап.

     Таким образом модель методической работы включает:

1)   формы методической работы, направленные на обогащение знаний воспитателей по конкретной проблеме (семинары, консультации, выставки);

2)   формы методической работы, предусматривающие овладение умениями и навыками конкретной деятельности (семинары – практикумы, коллективные просмотры, и. т. д.);

3)   итоговый контроль, выявляющий приобретённые воспитателями знания и умения на практике.

          Проведя к концу года итоговую диагностику, можно выявить динамику и коэффициент результативности опыта работы.

 

5. Условия.

 

Настоящий опыт обобщен в МОУ д/с комбинированного вида № 315, расположенном в Центральном  районе г. Волгограда. Данное дошкольное учреждение имеет 11 групп.

             

 

Приложение № 1.

 

Изучение методической литературы

                                                       

 

Постановка целей и задач

Диагностика (выявление затруднений воспитателей, изучение запросов)

 

Разработка плана работы с педагогами и молодыми специалистами

 

Работа с педагогами

 

 

Конечная диагностика

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

 

ПЛАН РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.

Цель: создание условий для самореализации педагога, повышение профессиональной квалификации педагога через оказание ему методической помощи.

месяц

мероприятия

ответственный

сентябрь

1.Изучение запроса педагога на методическую поддержку

2.Первичная диагностика психологической готовности педагога

3.Консультация: «Планирование воспитательной работы с детьми».

Ст. воспитатель

 

Педагог – психолог

 

Ст. воспитатель

октябрь

1. Собеседование с педагогом по выбору темы по самообразованию.

Ст. воспитатель

ноябрь

1.Посещение педагогом занятий и мероприятий педагога – наставника

2.Консультации (по заявке, проблемные, оперативные)

Ст. воспитатель

 

Ст. воспитатель

декабрь

1. Консультация: «Организация деятельности детей во второй половине дня».

Ст. воспитатель

январь

1. Использование дидактического материала в работе воспитателя (выставка дидактических игр и пособий)

Ст. воспитатель, воспитатели

февраль

1. Решение педагогических ситуаций (особенности общения с детьми)

Ст. воспитатель

март

1. Организация работы с родителями (формы и методы работы)

Ст. воспитатель

апрель

1. Проведение, анализ и самоанализ открытого занятия (гр. № 5, 9, 8, 2, 1)

Ст. воспитатель

май

1. Подведение итогов работы. Выявление запросов на новый учебный год.

Ст. воспитатель

 

 

 

Приложение № 3.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ И СЕМИНАРОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

№ п/п

Содержание

Сроки

выполнения

Ответственные

1.

К.: «Самообразование педагогов ДОУ».

 

сентябрь

Ст. воспитатель

2.

К.: «Физкультурные занятия сюжетно –ролевой направленности».

С.: «Физкультура, как средство укрепления здоровья ребёнка».

октябрь

Инструктор ФК

 

 

Инструктор ФК

3.

К.: «Организация и проведение подвижных игр на прогулке».

С.: «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период».

ноябрь

Инструктор ФК

 

Инструктор ФК

4.

К.: «Игры и упражнения по развитию речи дошкольников».

С.: «Составление планов проведения зимних каникул «Неделя здоровья».

декабрь

Учитель – логопед

Ст. воспитатель

5.

К.: «Предметно – развивающее пространство ДОУ».

 

январь

Ст. воспитатель

6.

К.: «Развитие речи дошкольника».

С.: «Формирование звуковой культуры речи. Составление рассказа по картине».

февраль

Ст. воспитатель

 

Учитель - логопед

7.

К.: «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка».

С.: «Право детей на охрану здоровья» - конвенция о правах ребёнка.

март

Воспитатель Смирнова Т. И.

Социальный педагог

8.

К.: «Социализация и адаптация детей в разных возрастных группах».

С.: «Условия успешной адаптации первоклассников».

апрель

Педагог – психолог

 

Ст. воспитатель

9.

К.: «Организация детского творчества летом».

май

Воспитатель Башкова А. Р.

 

     

Комарова Эльвира Николаевна

старший воспитатель I квалификационной категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  № 315 Центрального района г. Волгограда Волгоградской области