Логоритмическое занятие для детей с заиканием старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие в лес»
 

 

 

Логоритмическое занятие для детей с заиканием старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие в лес»

 

Цели: Продолжать учить детей ритмизиро­вать хлопками и постукиванием палочек, упражнять в самостоя­тельном составлении небольших рассказов о диких животных; раз­вивать артикуляционную мускулатуру, мелкую моторику рук, ки­нестетические ощущения, мимическую мускулатуру, простран­ственную ориентацию; продолжать учить координировать движе­ния с речью, с демонстрируемым образцом; развивать просодиче­ские компоненты речи, продолжать работу над продолжительным фонационным выдохом.

Оборудование. Карточки со схемами - буквами, маски диких жи­вотных - волк, лиса, белка, медведь, еж, заяц, мышь.

Ход занятия.

Дети входят топающим шагом, встают в круг.

-Вот какой паровоз

 К празднику купили.

Вот какой паровоз

 Детям подарили.

-           Ребята! Прежде чем отправляться в путешествие нужно прове­рить, как работают все системы нашего поезда.

 

Фонопедическое упражнение «Поезд».

Проверяем топливо.       -      Дети произносят «ш-ш-ш...»
Закрываем и открываем двери.  -  Делают glissando вверх и вниз на звук А.
Проверяем радио.  -  Произносят короткие острые звуки У в разных регистрах педагог показывает высоту рукой).
Включаем двигатель. -    Произносят ДР и вращают кулачками перед грудью.

-           Внимание, объявляется посадка в поезд. Дети, занимайте свои
места! А с собой в путешествие давайте возьмем разных животных.
Давайте посмотрим, кто из них торопится занять свое место.

(Детям загадываются загадки, после отгадывания их дети изобра­жают руками животных или птиц).

Пальчиковая гимнастика.

Подняв хвост трубой, идет

К нам сюда пушистый .. .(кот)

Дети показывают из пальцев мордочку кота - средний и безымянный пальцы придер­живают большим, а указатель­ный и мизинец сгибают и слег­ка приподнимают («кошачьи ушки») и произносят «мур-р...»

Пролетят через границы стран любых певуньи (птицы)

Дети скрещивают руки перед грудью, ладони повернув к се­бе и широко раздвинув паль­цы, зацепляют друг за друга большие пальцы, произносят «фр-р»...

Ну-ка, прекращайте драку

К вам сюда бежит... (собака)

Дети разворачивают ладонь боком, выпрямив и, прижав друг к другу все пальцы поднимают большой палец «ухо собаки», произносят «гав!.» Ладонь разворачивают боком, указательный палец подогнут, большой поднят на одну фалангу.

В лесу обитается, дичью питается, да в курятник забирается, хитрым зверем называется (лиса).

Указательный и средний пальцы подняты, безымянный, мизинец и большой - прижаты друг к другу.

В гору бегом, а с горы кувырком (заяц).

Указательный и мизинец согнуты, оттянуты назад, подушечки прижаты к основанию пальцев.

Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, все туда несут. (мыши)

Большой палец прижат к ладони, на нем средний и безымянный..Концы пальцев на весу, не прижимаются к большому.

-           Осторожно, двери закрываются!

Ребята. Вы слышите, как стучат колеса? Давайте повторим их песен­ку, чтобы было веселее ехать. (Дети повторяют слова, отстукивая в такт):

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь,

Скоро к лесу мы подъедем,

Там мы сможем отдохнуть.

-           Осторожно, двери открываются! Станция «Лесная».

Упражнение на развитие мимических мышц «Лиса»

Дети передают мимикой изменение характера лисы согласно тексту (см. ниже).

Идет лиса по лесу. Глядь: заячий след на снегу! Лиса обрадовалась. Принюхалась — след свежий. Побежала по следу. Да заяц хитрей ли­сы оказался, так следы запутал, что рыжая плутовка его не нашла. Рассердилась лиса, да делать нечего — так и пошла, обиженная, дальше.

А заяц из-под куста выскочил и поскакал на полянку. А на полянке веселые белки забавлялись. Взяли и зайца в свою игру.

Дети танцуют произвольно под ритмичную музыку.

Скорее занимайте свои места, пора ехать.

-Осторожно, двери открываются! Станция «Птичья».

-           Ребята, посмотрите, летит какая-то птица! Да это же снегирь.

Дыхательное упражнение «Снегирек».

Сел на ветку Снегирек.      

Ф-ф, ф-ф.     

Брызнул дождик - он промок.       

Ф-ф, ф-ф.     

Ветерок, подуй слегка,      

Обсуши нам снегирька!

Ф-ф-ф-ф...    

 

Дети взмахивают кистями рук.

Коротко, активно выдыхают.

Ударяют указательным пальцем

по ладони другой руки.

коротко, мягко выдыхают.

качают поднятыми руками над
головой.

продолжительно выдыхают.

 

 

-           А рядом со снегирями, смотрите, птички - синички!

Упражнение на координацию речи и движения «Синичка»,

Скачет шустрая синица, ногах.

Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку,

 И с дорожки на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень!


дети прыгают врассыпную на двух

Кружатся.

приседают.

почесывают пальчиками грудь.

убегают на места

Сидя, взмахивают кистями рук.

 

- Осторожно, двери закрываются!

-Ребята, пока поезд едет, давайте поиграем.

Логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка


Скачет, скачет взад-вперед              язык перешагивает через зубы           

Любопытный зверь енот.

Губку верхнюю подняв,                    показать зайку

Замер зайчик, зубки сжав.

А в траве грустит подружка,                 показать лягушку

Пучеглазая лягушка:                        

 Промочила в луже брюшко.

Сверху белка прискакала  Язык здоровается с верх ней губой.

Лягушка «здравствуй!» ей сказала,              
Посмотрела, а потом            Язык здоровается с подбородком.

Поздоровалась с кротом.  

 

- Осторожно, двери открываются! Станция «Шуршащая». Ребята, на этой станции живут маленькие мышата, давайте пошур­шим, как они.

Упражнение на автоматизацию звука Ш.

Проговаривание стихотворения, при этом тереть ладошку об ладошку (шуршать).

Шуршат кусты, шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш. И дождь шуршит.

И мышь, шурша, в нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как разшуршались шалуны!

Мы с вами шуршали, как настоящие мышата. Даже мама-мышь дала нам, чтобы мы притихли какую-то игру.

Упражнение на развитие кинестетических ощущений и пространственной ориентации.

Дети принимают положение лежа, соответственно схемам

(Фоном звучит спокойная музыка).

-           нам пора в поезд. Осторожно двери закрываются.

-Ребята, пока поезд едет, давайте поиграем с мячом. Мяч бежит по кругу, как только вы услышите слово со звуком Ш, бросайте мяч мне. Линейка, огонь, мыши, зонт, гриб, шишка, дорога, песок, дом, маши­на, корова, крыльцо, шкаф, кошка, цыпленок, камыш.

-           Осторожно, двери открываются! Станция «Зимний лес».

Детям предлагаются маски животных, обитателей наших лесов: зайца, волка, лисы, медведя, ежа, белки. Ребенок в 4-5 предложениях расска­зывает о животном и его поведении зимой.

Ребята, уже поздно и наш поезд возвращается в детский сад. Занимай­те свои места, закрывайте глазки и представьте себе зимние пейзажи, мимо которых мы едем (звучит спокойная музыка). Ну вот и конечная станция - группа «Улыбка». Занятие закончено, а вы сейчас возьмете бумагу, карандаши и нарисуете то, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии.

Чеховская Наталья Петровна
учитель-логопед II квалификационной категории,
МБДОУ комбинированного вида№14 «Солнышко»
г. Старый Оскол