Конспект досуга для детей «Праздник добрых дел» (средняя группа)
 

Конспект досуга для детей «Праздник добрых дел» (средняя группа)

Цель: Формировать представление о добре и зле, показать добрые и злые поступки. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить сопереживать.

Предварительная работа. Наблюдаем конкретные добрые дела детей. Это может быть любой жест доброты: помог раздеться младшему, хорошо убирал игрушки, интересно играл, быстро и аккуратно раздевался и т.д. Оформляем «Золотую книгу», в которой записано имя каждого ребенка, его фотография, рисунок и описано реальное доброе дело.

Работа с родителями. Родители шьют для каждого ребенка мешочки из белого материала, красят их в различные цвета, чтобы не было однообразия, делают нашивки с именами. В мешочки кладут подарки – это может быть яблочко, печенье и еще что-то вкусненькое.

Оборудование: куклы для кукольного спектакля: старик, старуха, падчерица, старухина дочка, собачка, Морозко,  лошадка, запряженная в сани. 

Ход мероприятия  

Дети приходят в садик и видят на столе в уголке небольшой мешок, красиво перевязанный лентой. Дети спрашивают: «А что там такое?» Воспитатель говорит: «Сам не знаю. Пришел утром в садик, смотрю, стоит какой-то мешок. Откуда неизвестно. После завтрака посмотрим, что там такое?» После завтрака дети садятся вокруг воспитателя в кружок, воспитатель берет мешок, а в нем оказывается какая-то красивая золотая книга и еще кое-что. Воспитатель рассказывает детям историю.

Давным-давно жил один мудрый человек. Он очень любил детей. И все про них знал. Однажды он узнал, что в какой-то далекой стране голодают дети, им совсем нечего есть. Он набрал много продуктов, погрузил их на корабль и поплыл в ту далекую страну. Он накормил всех бедных детей, и дети стали радостными и веселыми. А было это очень давно. Он стал очень-очень старым. А может быть, он превратился в Морозко… или еще в кого-нибудь, я точно не знаю. Но я знаю, что он по-прежнему очень любит детей, помогает им и все-все про них знает. Я думаю, что он, конечно, знает и про вас, и про детей в других садиках. Особенно радуется он, когда дети совершают добрые дела. А вы делаете добрые дела? Давайте-ка посмотрим, что в этой «Золотой книге» написано. Воспитатель открывает книгу и читает: «Дорогие дети, я все время наблюдаю за вами. Мне очень нравиться, как вы живете, помогаете младшим и воспитателям, любите друг друга, не обижаете. Вы очень интересно играете и поете. У вас много интересных дел. Я вас очень люблю, знаю все про ваши добрые дела и записываю их в «Золотую книгу». Ваш добрый друг».

Воспитатель перелистывает страницу и читает имя ребенка и его конкретное доброе дело. Затем очень таинственно воспитатель открывает мешок и достает оттуда первый мешочек с именем ребенка. Каждый слушает про свой поступок и получает подарок. После того как «Золотая книга» закрывается, воспитатель предлагает посмотреть кукольный спектакль «Морозко».

Кукольный спектакль «Морозко»

На двух столах располагаются декорации к сказке - на одном заснеженный лес, на другом - деревенская изба. Воспитатель показывает сказку, передвигая, персонажи по выставленным декорациям и повествует от имени сказочницы. Стол с декорациями накрыт тканью, открывается со словами «Сказка приходи, мы хотим тебя послушать».

Сказочница: Женился вдовый старик на вдове – оба с дочками. Невзлюбила мачеха старикову дочку, что та ни сделает – все бабе не так. В хороших руках падчерица бы каждый день как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Встанет до свету: скотину поить-кормить, воды наносить, печь растопить, кашу варить. Избу прибирает, тихо напевает.

Падчерица:
Уж я встречу матушку во златом терему,
Уж как я-то матушку обниму, обниму.
Станет меня родная утешать, утешать,
Станут мои слёзоньки высыхать, высыхать…

Сказочница: Ветер хоть пошумит-пошумит да затихнет, а сварливая баба разойдется – не скоро уймется. Вот и надумала мачеха падчерицу совсем со двора согнать, со свету сжить и говорит мужу.

Мачеха: Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видали, чтобы уши мои о ней не слыхали; да не к родне вези в теплую хату, а вон да прочь – на трескучий мороз!

Сказочница: Старик затужил, заплакал.

Старик: Куда ж я дитя повезу?

Мачеха: А хоть во чисто поле, лишь бы со двора прочь!

Сказочница: Делать нечего – посадил старик дочку на сани, хотел, было, прикрыть припонкою, да и то побоялся. Приехали они во чисто поле.

Падчерица:

Уж я встречу матушку во златом терему,
Уж как я-то матушку обниму, обниму.
Станет меня родная утешать, утешать,
Станут мои слёзоньки высыхать, высыхать…
Сказочница: Долго ли, коротко ли, привез он ее, бездомную, во чисто поле, свалил в сугроб под сосёночкой. Перекрестил дочь, а сам поскорее домой, чтобы глаза не видали дочкиной смерти. Вот осталась она одна. Сидит, трясется, совсем окоченела от мороза. Слышит вдруг – вокруг пощелкивает, потрескивает. Глядь, пришел Мороз – да попрыгивает, да поскакивает. Знобит, промораживает да на красную девушку поглядывает.

Морозко: Девица, девица! Я Мороз Красный нос!  Тепло ли тебе, девица?

Падчерица: Добро пожаловать, Мороз! Тепло, батюшка…

Сказочница:  А сама девица замерзает, еле губами шевелит. Как услышал Мороз такую речь – жаль ему девицу стало. Бросил он ей шубу да шапочку меховую. Оделась она в шубу, шапочку натянула, поджала ножки, сидит. Долго ли, коротко ли, вновь Мороз приступает. Попрыгивает, поскакивает, на красную девицу поглядывает. А Мороз-то не по душу ее пришел, принес он девице сундук высокий да тяжелый. Откинул крышечку, а в сундуке чего только нет!

Рассказчик открывает крышку «сундука»-шкатулки, перебирает, чуть приподнимая для зрителей бусы и шелковые лоскутки: «каменья самоцветные» и «ткани узорчатые».

Полон сундук тканей узорчатых да каменьев самоцветных – всякого приданого. Уселась девица в шубочке на сундучке – вот ей и веселее. А Мороз опять поскакивает, попрыгивает, да на красную девицу поглядывает. Приветила она его, поклонилась, за подарки дорогие благодарит.

Падчерица: Ой, спасибо, Морозушко, спасибо, батюшка, за доброту твою да за подарки дорогие! Только за что мне все это?

Морозко: За простоту твою да трудолюбие, за скромность девичью, да за терпение большое. Знаю я про тебя все, как с мачехой живешь, да какие тяготы от нее терпишь!

Сказочница: А в то время мачеха в дому блинов напекла: по падчерице поминки справлять собирается да мужу приказывает.

Мачеха: Ступай, старик, небось уж вконец дочь твоя замерзла – вези хоронить.

Сказочница: Уехал старик. А мачеха блины печет да приговаривает.

Мачеха: Мою-то дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Сказочница: Мачеха приговаривает, а под столом собачка потявкивает.

Собачка: Тяф-тяф! Старикову дочь в злате-серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Мачеха: Молчи, глупая!

Сказочница: Слышат – ворота скрипнули, двери растворились, глядь – несут сундук высокий, тяжелый. А вслед падчерица идет: красавица-раскрасавицей, так и сияет! Мачеха глянула и руками развела! Едва опомнилась – на старика набросилась.

Мачеха: Чего стоишь? Запрягай немедля других лошадей, вези мою дочь поскорей! Вези, да гляди – посади на то же место, на то же поле!

Сказочница: Быть по тому – отвез тот старухину дочь куда сказано, в сугроб посадил, домой отправился. Старухина дочь сидит, зубами стучит. Слышит, стал Мороз вокруг нее пощелкивать, потрескивать. Глядь – и сам пришел, попрыгивает да поскакивает. Знобит, промораживает да на дочь старухину поглядывает.

Морозко: Девица, девица! Я Мороз Красный нос!

Старухина дочь: Что скрипишь? Что трещишь? Иди прочь – руки и ноги отмерзли!

Морозко: Девица, девица! Я Мороз Красный нос!

Старухина дочь: Ой, совсем застудил! Прочь поди!

Сказочница: Затрещал Морозко, защелкал. А девица на то.

Старухина дочь: Ах ты, проклятый! Сгинь! Пропади пропадом!

Сказочница: Тюкнул ее Морозко за такие речи по лбу легохонько. Из нее и дух вон, окостенела старухина дочь. А старуха тем временем за дочкой мужа посылает.

Мачеха: Поезжай скорее, старик, за дочерью! В злате-серебре привези, да саней не повали, да сундуков с добром не оброни!

Сказочница: Уехал старик. А старуха, знай, пироги печет да приговаривает.

Мачеха: Мою дочь в злате-серебре везут, скоро замуж возьмут!..

Сказочница: А собачка под столом тявкает.

Собачка: Тяф-тяф! Старикову дочь женихи ждут, а старухиной дочери только косточки везут!

Сказочница: Кинула старуха ей пирог.

Мачеха: Молчи, глупая! Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут!..»

Сказочница: А собачка пирог съела и все свое.

Собачка: Тяф-тяф! Старикову дочь женихи ждут, а старухиной дочери только косточки везут!..

Сказочница: Заскрипели ворота, кинулась старуха встречать дочь в злате-серебре. Глядь – ни злата, ни серебра, ни шубы богатой, ни сундуков с приданым. Подбежала к саням – а дочь неживая. Заголосила старуха, да поздно – без смирения нет спасения.

 

Воспитатель спрашивает детей: понравилась им сказка, почему падчерица получила подарки, а старухина дочь нет? Поводит итог, что ни один поступок не исчезает бесследно, будь он добрый или плохой. И по тому, какое дело было совершенно, будет и награда – добро будет одарено, а зло наказано, каждый человек сам решает, какой дорогой ему идти, что делать - хорошее или плохое, доброе или злое.