Программное содержание. Формировать у детей нравственные основы общения. Умение жить с людьми и для людей - это значит уметь сердцем и разумом чувствовать другого человека, проявлять готовность разделить с ним радость и помочь в беде. Сердечность, терпение, доброта отношений, способность соотносить свои интересы и желания с желаниями и интересами других - это школа воспитания внимания, предупредительности, доброжелательности,
уважение к старшим, забота о младших, нетерпимо относиться ко
злу, неправде, бессердечию, но терпимо к людям. Это и воспитание
ответственности за своё поведение, поступки.
Словарная работа: терпение, нетерпение, сердечность, заботливость, надежда, зрячее сердце, чуткая душа.
Предварительная работа. Беседа на этические темы: «Как друзья познаются», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», и т.д.
Чтениепроизведений «На горе», «Огурцы», «Живая шляпа» Носова.
Извлекать нравственные уроки из жизни нашей группы. Рисование
на тему «Хорошие и плохие поступки». Дидактическая игра «Мы
друзья-товарищи»
Ход занятия.
I. В дверь стучится почтальон, приносит письмо от детей подготовительной группы детского сада г. Волгограда.
«Здравствуйте, ребята! Мы хотим вам рассказать оду удивительную историю, которая произошла с мальчиком Вовой.
(Читаю рассказ) «Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загнал. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он страшно гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзиком поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманивать. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет, да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете. Вова остался один одинёшенек!»
Нам очень жаль этого мальчика. Не могли бы в ему чем-нибудь помочь? До свидания. Ждём ответа.»
П. Задать вопрос.
-Почему ребята написали нам письмо? (ответы детей)
Обобщаю. Им жаль Вову, они ему сострадают и хотят помочь найти друзей.
Вопросы по содержанию рассказа:
- Опишите словами каким рос Вова?
- Как можно одним словом назвать его поведение?
Обобщаю. Его поведение можно назвать нетерпимым ко всему окружающему. Эта нетерпимость слепа и глуха. Вова признаёт только себя, свои интересы, никого не боится, всех обижает.
-Но что же вдруг однажды случилось?
Обобщаю. Настал такой день, когда никто не захотел общаться с мальчиком Вовой. Все проявили нетерпимость к его поведению. Но эта нетерпимость была другая. Она исходила от чуткой души и любящего сердца. Люди и животные стали нетерпимы ко злу, неправде, бессердечию. Что же дети считают самым страшным из самого страшного? Ответ детей: «Вова остался один. Один-одинёшенек!»
III.Подберите пословицы, которые подходят к этому рассказу:
«Кто духом пал, тот пропал»
«Без друга в жизни туго»
«За добро платят добром»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Ты пожалей, и тебя пожалеют»
«Доброе век не забудется»
. -Какую пословицу вы сказали бы Вове?
«Кто духом пал, тот пропал»
-Что бы вы сказали Вове о надежде?
-Обобщаю. Плохо человеку, когда надежда покидает его. Даже в самом трудном, казалось бы, положении нужно суметь сберечь её. Ведь надежда -это твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова.
-Чего для этого нужно набраться? (терпения)
- Что бы вы могли посоветовать Вове?
Обобщаю. Можно посоветовать Вове попросить прощения, сделать добрые дела, пригласить к себе друзей, и, конечно, стараться не обижать всех его окружающих людей и животных. И тогда все к нему будут относиться по-другому, по-доброму, а для этого нужна большая сила воли.
IV.- А давайте нарисуем портреты наших детей, рисунки о нашей жизни, своих животных и пошлём их Вове. Я думаю, что от этого ему станет легче на душе.
V.Обобщающий рассказ-письмо Вове.
«Здравствуй, Вова. Пишут тебе письмо дети старшей группы из д/сада №8 «Буратино».
Мы узнали, что с тобой произошло самое страшное. Но ты не отчаивайся, ведь «надежда умирает последней». Знай, что из любой ситуации можно найти выход. Нужно только набраться терпения и проявить силу воли. Посмотри на окружающий тебя мир глазами доброго сказочника и ты поймёшь, что относился ко всем неправильно. Желаем тебе обрести старых друзей, найти новых, чтобы тебе всегда с ними было хорошо. Ведь «...без друзей нам не прожить ни за что на свете». С уважением, дети старшей группы».