ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
 

 

                       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА    СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С   ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

    Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д. Ушинский).

        Занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Обратились к этому методу и логопеды, т.к. проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования. Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Анализ статистических данных выявил неблагополучную тенденцию в речевом развитии детей дошкольного возраста.Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности Детей с общим недоразвитием речи (ОНР), развивает у детей творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими.

      Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

    Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

    Нетрадиционно - это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумыватьразличные концовки, вводить непредвиденные ситуации,смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

    Но помимо всех этих пусть и узловых задач не менее важно сделать речь детей более эмоциональной, образной, красивой.

    В нашем понимании коррекционно-образовательная среда выступает не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как ее моделирование и конструирование требует от педагога глубоких знаний, высокого профессионализма, творческого поиска, гибкого сочетания традиционных и нетрадиционных технологий, умения работать с детьми, их родителями, людьми, обеспечивающими коррекционный процесс.

    Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, ис­пользуем сюжетно-тематическую организацию занятий со сказочной тематикой т. к. данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также максимально реализуют потенциальные возможности детей.

    Интенсивное развитие речи с применением данных методов обеспечивает:

    * взаимосвязь   изучения   родного   языка   с   развитием
    коммуникативно-речевых и творческих способностей детей, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

    * интенсивное развитие видов речевой деятельности: уме­ние слушать, говорить, свободно пользоваться языком в раз­личных ситуациях общения;

    * развитие художественно-образного и логического мыш­ления детей, воспитание культуры речевого общения.

    * повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию;

    *   способность осмысленно говорить;

    * обогащение речи детей, развивает их внимание и инте­рес к языковым явлениям;

    * расширение и уточнение представлений об окружаю­щем в ходе чтения сказок, слушанья музыки, рассмотрения иллюстраций;

    *   развитие фонематического слуха;

    * развитие общей и мелкой моторики;

    * развитие речевого дыхания;

    *   обеспечение элементарных понятий о звукобуквенном анализе слов;

    * обогащение словаря детей,  развитие связной речи и грамматического строя речи.

    Все это благодаря специфике детского возраста легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приклю­чения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произноше­нии пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок.

    Варианты организации занятий с использованием элемен­тов сказкотерапии:

    ©  сказочный сюжет;

    ©  элементы фольклора;

    © воображаемые приключения;

    ©  литературные персонажи;

    ©   сюжеты и герои мультфильмов и т. д.

    Построение занятий с использованием элементов сказкоте­рапии происходит на придуманном сюжете.

    Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

    ©   развитию всех компонентов речи;

    ©   формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

    ©   развитию познавательных процессов;

    ©   развитию творческих способностей детей;

    © воспитанию положительных эмоций и нравственно-эстетических чувств.

    Занятия с элементами сказкотерапии обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, вы­зывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

    Структура фронтальных занятий по автоматизации произ­ношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

    1)      организационный момент;

    2)  сообщение темы занятия;

    3)  характеристика звука по артикуляционным и акустиче­ским признакам;

    4)  произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых со­четаниях;

    5)  произношение звуков в словах;

    6)  психогимнастика;

    7)  работа над предложением;

    8)  произношение звука в связной речи;

    9) обучение элементам грамоты;
    10)итог занятия.

    Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; психогимнастика, голосовые, дыхательные, мими­ческие упражнения; имитация движений и действий, про­исходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познава­тельных процессов.

    Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только темой занятия, но и характе­ром персонажей, используемых на занятии.

    В основу программ и технологий положена идея развития личностного, речевого потенциала ребенка, его психического становления посредством применения метода сказкотерапии. Особенностью данных программ является их комплексная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое.

    Сказкотерапия является одним из методов арттерапии, в связи с этим используем сказочную форму для речевого раз­вития личности ребенка, расширения сознания и совершен­ствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие лич­ности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).

    Е.И. Пожиленко в своей книге «Волшебный мир звуков» придумывает разные варианты занятий с использованием: литературных сказочных персонажей, специально изготов­ленных панно, сюжетов сказок и т. д.

    По необходимости на занятиях используются:

    - Умение детей задавать вопросы, так как, по мнению авто­ритетных отечественных и зарубежных психологов (А. За­порожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.) умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольника. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос геро­ям, к примеру, сказки про курочку-рябу (деду, бабе, курочке или мышке).

    - Умение конструировать слова, словосочетания и предло­жения. Например: придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок и т. д.); срифмовать два слова, обра­щая при этом внимание на развитие фонематического слуха (кузнец-удалец), а затем можно снова переходить к рифмо­ванной цепочке и двустишиям как предвестникам словотвор­чества; составить длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку»: «Колобок» - «Колобок катит­ся» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т. д.

    Использовать элементы лингвистического образования. Здесь важно научить ребенка не только сочинять, но и пока­зать ему новые возможности, открывающиеся в жанре пись­менного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. И лю­бимые герои сказок являются первыми объектами такого об­щения. Например, сказка «Красная шапочка». Решаем, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную), т. к. ребенок особенно чутко улавливает особенности устной и письменной речи.

    Книга Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» предлагает сказочную сюжетно-тематическую организацию занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала, что спо­собствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что зада­ния направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного мате­риала по всем лексическим темам способствует переходу образов-представлений в образы-понятия, что важно для по­следующих этапов обучения.

    В данной книге разработана специальная универсальная схе­ма, помогающая в полной мере использовать сказки в системе дошкольного воспитания. Она выглядит следующим образом:

    Название сказки.

    Нравственный урок.

    Воспитание добрых чувств.

    Речевая зарядка.

    Развитие мышления и воображения.

    Сказка развивает руки и др.

    Данная схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы педаго­гов со сказкой, в целях гармонического развития детей. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драмати­зировать, инсценировать... Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Автор книги предлагает по­дойти к использованию сказочного материала нетрадицион­но, взяв за наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.).

    Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в своей книге «Тренинг по сказкотерапии» говорит, что нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, ко­торое обошлось бы без сказки. Предлагаемые программы по­строены на метафорах, должны «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение, используется эффект «незавершенного действия». Подобный прием позво­ляет оставить восприятие детей активным, стимулирует их способность к размышлению.

    Н.М. Погосова в книге «Погружение в сказку» рассматри­вает словарь сказочных символов, который помогает увидеть внутреннюю суть сказок, то, что обычно скрыто от нашего взо­ра. Сказочные занятия помогают погрузиться в сказку т. е. поиграть вместе с ребенком, прожить сказку, наполнить­ся энергией сказочных образов. Сказка — это человеческая жизнь в миниатюре. Нагни жизненные невзгоды, проблемы и задачи - совсем не случайность. Любое препятствие — это испытание для души. Мы становимся богаче и сильнее духом, если правильно проходим испытание.

    «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев, в колдуний и ведьм, в чудищ и фей, в принцев и принцесс, дети учатся принимать все грани своей личности.

    В. Соколов отмечает, что литературные сказки могут служить в терапии профилактикой, тренировкой, иллюстрацией, моделью, развитием контакта... Считает, что сказка мо­жет быть использована для того, чтобы предложить ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только одиниз возможных путей ее использования, он обозначил следующие пути:

    1)      Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на раз­ных языках. При этом-двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее, у взрослого. (Тем более что это взрос­
    лый чего-то хочет.) Язык сказки их естественно сближает.

    2)  Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, ко­торые сочиняют сами дети, дают и материал для анализа, и
    названия для индивидуально значимых понятий.

    3)  Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом педагоге. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, первого впечатления и т.п.

    4)  Сказка несет свободу.

    В статье «Сказкотерапия как средство самопознания» журнала «Дошкольное воспитание» (№ 1, 2008 г .) говорится, что в процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает мир, а вме­сте с тем познает и себя. А через самопознание ребенок при­ходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.

     

    Задачи и варианты организации занятий с элементами сказкотерапии

    1.  Подготовительный этап занятия - организационный.

    Его цель - введение в тему занятия, создание положитель­ного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функ­ций. Основная задача - включить детей в работу с первых ми­нут занятия (релаксационные, мимические и имитирующие упражнения). Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я», развитию во­ображения, преодоления двигательной неловкости.

    2.   Сообщение темы занятия. Происходит  в игровой форме, что пробуждает у детей интерес к занятию.

    3.   Характеристика звуков по артикуляционным и акусти­ческим признакам. На данном этапе реализуются следующие
    задачи:

    -   Уточнение артикуляции.

    - Уточнение акустических признаков звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется (гласные или согласные).

    - Нахождение образного сравнения звуков (звук Р - ры­чание тигра, звук Ш - шелестящая листва, звук Ль - весен­няя капель);

    - Обозначение звуков цветовыми символами (звуковые человечки).

    - Определение их места в Звуко-буквенном городе (в Си­нем, Красном или Зеленом замке они будут жить). Пример: сказка «Три поросенка» (звуки Н, Нь). Вначале определяет­ся, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф-Наф и Ниф-Ниф, т.е. уточняется мягкость и твердость этих звуков. Затем дается сигнальное обозначение звуков и решается, в ка­ком замке Звуко-буквенного города они будут жить.

    4.  Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

    Основной задачей является развитие слухоречевой памя­ти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Вини- Пухом дети повторяют»вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Досмовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков и т.д.

    5.Произношение звуков в словах.

    На данном этапе решаются следующие задачи:

    - Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    - Уточнение и расширение лексического запаса;

    - Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

    - Развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

       Развитию слухового внимания способствуют игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

    6. Физминутка. Является переходным мостиком от одной части занятия к другой. Задачи:

    - Снять усталость и напряжение

    - Внести эмоциональный заряд

    - Совершенствовать общую моторику

    - Выработать четкие и координированные действия во взаимосвязи с речью.

      Физминутка проводится в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчелы и т.д.). Физминутки желательно проводить под музыку, связанную с темой занятия, например, на занятии «Домашние животные» (звуки К, Кь) дети исполняют песни «Кошечка», «Лошадка».

    7. Работа над предложением. Главное правило в работе над предложением – от простого к сложному. Созданию творческой обстановки способствуют «нескладушки-неладушки» или «небывальщины» - нужно исправить смысловые ошиб­ки, допущенные логопедом. Например, занятие «Наши дру­зья - Домовой и Домовенок» (звуки Д, Дь), где исправляют «полезные» советы Домовенка: «Солите лягушек в кадушках. Гладьте белье сковородой. Жарьте дыню в ведре» и т. д. Важно сохранять логическую и игровую связь с сюжетом занятия.

    8.   Произношение звука в связной речи. Задачи: развитие воображения и творческой фантазии; развитие словотворче­ства;  развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи. Здесь также необходимое условие - смыс­ловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с зада­ниями предшествующего этапа.

    9.   Обучение элементам грамоты - завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

    - Познакомить с буквой, которой обозначается изучае­мый звук.

    - Научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней.

    - Научить писать печатным шрифтом букву, а также сло­ги и слова с ней.

    Один из используемых приемов - когда дети изображают букву с помощью пальцев или показывают конфигурацию буквы позами. Наиболее приемлемая форма организации занятия та, где с минимальными затратами решается более полный комплекс задач. Например, в занятии «Похищение буквы Й Бабой Ягой» дети, преодолевая все препятствия на своем пути, встречаясь с разными героями, выполнив все ре­чевые упражнения, находят похищенную букву, знакомятся с ней, читают слоги и слова.

    10.  Итог занятия. На заключительной стадии должна присутствовать   положительная   эмоциональная   оценка типа «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. И жаль, что
    занятие так быстро закончилось и приходиться расста­ваться» . Обязательное условие - передача положительных эмоций!

          Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это комплексно -игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием речи.

    Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо использовать сюжетно – тематическую организацию занятий со сказочной тематикой, т.к. данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также максимально реализуют потенциальные возможности детей.

     

    Осадчая Виктория Владимировна

    учитель-логопед, 1 квалификационной категории

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 МО «Ахтубинский район» г.Ахтубинск, Астраханская область