Общая подготовка детей к обучению в школе (из опыта работы)
 

 

Тема: Общая подготовка детей к обучению в школе (из опыта работы)

 

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребёнок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Решая вопрос о готовности ребенка к школе, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, формирование психомоторных и умственных способностей и т. д. Другими словами, физиологическую, социальную и психологическую готовность.

Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, физическая и умственная работоспособность, выносливость, способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. Для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья, у многих сформируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Поэтому уже с раннего возраста ребенка мы обращаем внимание воспитателей и родителей на то, что следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребёнка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья. Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движения и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей позволяют изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе. При определении готовности ребёнка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности. Уровень физической подготовленности позволяет определить:

- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;

- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных условиях;

- степень овладения ребёнком элементами техники всех основных видов движения.

Двигательная активность – важный показатель физической подготовленности детей. Комплексная оценка двигательной активности детей даётся с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений.

Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную зрелость». «Школьная зрелость» (более точное определение – функциональность готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребёнка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учёбой в школе. Отслеживание личностных качеств воспитанников, необходимых для овладения учебной деятельностью, производится по 12 показателям:

• внимание (усидчивость);

• память;

• трудолюбие;

• самостоятельность;

• ответственность за порученное дело;

• любознательность;

• активность;

• коммуникативность;

• воспитанность (поведение, дисциплина);

• творческие способности;

• отношение к своему здоровью;

• эмоциональность восприятия окружающего мира.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая, эмоционально-волевая готовность.

Определяя психологическую готовность детей к школьному обучению, детский сад должен четко понимать, для чего он это делает.

Во-первых, это необходимо для осуществления индивидуального подхода к ребёнку в процессе воспитательно-образовательного работы.

Во-вторых, для своевременного выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации.

В-третьих, диагностические данные могут быть основанием для распределения будущих первоклассников по классам в соответствии с их "зоной ближайшего развития", что позволит каждому ребёнку формироваться в оптимальном для него режиме.

В-четвертых, педагог ДОУ по результатам диагностики может рекомендовать родителям отсрочить на один год начало его обучения (возможно лишь по отношению к детям 6-летнего возраста).

В нашем детском саду диагностику готовности ребёнка к школе, осуществляет педагог-психолог ДОУ. Подготовка к процедуре обследования детей имеет ряд требований:

1) перед началом работы педагог-психолог проводит беседу с воспитателем группы. В процессе беседы педагог-психолог выясняет, как воспитатель оценивает успехи ребёнка в общении со сверстниками, свободной игровой деятельности и на занятиях, а также собирает сведения о семье дошкольника.

2) проводится непосредственно наблюдение за ребёнком в группе (его общение с другими детьми и воспитателем, поведение на занятиях, соблюдение режимных моментов). Неотъемлемой частью подготовительного этапа является ознакомление с историей развития ребёнка.

3) забирая дошкольника из группы на обследование, важно помнить, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия, которым в этот момент увлечены остальные ребята. В этом случае результаты обследования окажутся недостоверными. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания педагога-психолога и ребёнка - также необходимое условие для получения достоверных результатов.

4) для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребёнком. Внешний вид помещения имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее чувствует себя ребёнок. Подходящую обстановку создают детские рисунки и книжки с картинками. При этом яркие, необычные предметы или привлекательные игрушки нежелательны, так как они отвлекут ребёнка от заданий.

5) перед началом обследования педагог - психолог должен подготовить все необходимые материалы и расположить их так, чтобы они не были видны ребёнку. Дошкольнику можно предложить выбрать, чем он хотел бы позаниматься: поиграть, порисовать и т. д. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующее задание.

В настоящее время существуют разнообразные тесты и методики, утверждённые Минздравом России, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы и для определения функциональной готовности к обучению.

В ДОУ мы проводим диагностику "школьной зрелости" дважды. Первый раз в октябре — ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, мы ему рекомендуем занятия у логопеда.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогают систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени "школьной зрелости" у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.

Повторная диагностика проводится нами в апреле — мае, что позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

По ходу обследования педагог-психолог ведёт протокол, где фиксирует предлагаемые задания и уровень их выполнения. В случае, если обследование ребёнка проводится по просьбе родителей, оно может проводиться в их присутствии.

Цель, стоящая перед педагогом-психологом при анализе результатов обследования — создание психологического портрета ребёнка. Он дает возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.

Для определения психологической готовности детей к обучению в школе в своей работе мы используем следующие методики:

• тест школьной зрелости Керна-Ирасека (рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв (он ел суп); срисовывание группы точек);

• методики Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера: графический диктант (на листе в клетку по поставленным заранее точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого);

• тест школьной зрелости Н.И. Гуткиной "Домик" (срисовывать картинку, изображающую домик, составленную из элементов прописных букв)

• методика "Разрезные картинки" (ребёнку даются части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целостное изображение);

• методика А.Л. Венгера "Лабиринт" (ребёнку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта);

• методики на определение уровня развития понятийного аппарата или словесно-логического мышления:

- "Объяснение сюжетных картинок" (ребёнку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано, или дать название к рисунку);

- серия сюжетных картинок "Последовательность событий" (ребёнок должен выстроить из них правильный ряд и рассказать, как развивались события);

- методика исключения предметов "Третий лишний" или "Четвёртый лишний".

Результаты обследования по каждой методике заносятся в психологическую карту. Она заводится на каждого ребенка, с которым работает педагог-психолог. Карта ведётся по годам, все материалы подшиваются по разделам в порядке поступления. Она содержит данные об особенностях развития, обучения и воспитания ребенка до поступления в школу. Помимо результатов психологических обследований в неё заносятся результаты других видов диагностической работы; данные бесед с ребенком, его родителями и воспитателями.

Проводя диагностику готовности ребёнка к обучению в школе можно столкнуться с проблемой, когда некоторые выпускники не горят желанием покидать стены детских садов и идти в школу, хотя большинство из них неплохо считают, знают алфавит, многие читают. Важно не упустить очень значимый блок — мотивационную готовность.

Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин указывают на тот факт, что готовность к школе в мотивационном плане является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения, выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребёнка главной деятельностью — учением. В качестве диагностического материала на определение мотивационной готовности нами используются: ознакомительные беседы; методика «Беседа о школе» (автор Т.А.Нежнова); методика «Определение мотивов учения» (автор М.Р.Гинзбург); беседа «Готов ли ребенок к школе» (определение школьной зрелости).

Работу по формированию мотивационной готовности мы проводим в соответствии с теориями Л.А. Венгера и Д.Б. Эльконина по следующим направлениям:

• формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению;

• формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию знаний;

• ориентация дошкольников на "школьную организацию деятельности и поведения;

• создание у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника»; • предупреждение и снятие страха перед школой;

• признание роли и авторитета учителя.

Для формирования мотивационной готовности мы предлагаем практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп:

1) Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, школы будущего, рисунок на тему "В какой школе я хочу учиться"), игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники.

2) Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения.

3) При организации игры в школу лучше использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

4) Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр рекомендуется ввести роль Незнайки-ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

5) В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребёнка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей, Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.

Использование разных форм педагогической работы с детьми 6-7 лет ведет к повышению и сохранению интереса у дошкольников к школе, учению, желанию занять новый социальный статус школьника, стремлению активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи – формирования личности ребёнка.  

 

Калашникова Зульфия Флюровна, старший воспитатель

МА ДОУ «Детский сад № 53 «Крепыш» г. Набережные Челны, РТ