«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к личной безопасности на улицах города»
 

 

Педагогический опыт по теме:

 

«Формирование у детей старшего ошкольного возраста осознанного отношения к личной безопасности на улицах города»        

 

I Объяснительная записка.

  1.    Актуальность.

Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом.

Статистика ДТП показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно –25-30 тысяч и 900 тысяч. ДТП по вине пешеходов происходят из-за перехода дороги в не установленном месте (28 %), ходьбе по проезжей части при наличии тротуара (5,7%), перехода перед близко идущим транспортом (31,5%), неожиданного выхода из-за транспорта, сооружений, деревьев (16%) и других нарушений. По вине пассажиров совершается 1-2% ДТП. Основными причинами их являются вход или выход из движущегося транспортного средства, проезд на подножке трамваев, троллейбусов, автобусов при незакрытых дверях и т.д. Изложенное выше свидетельствует о том, что наиболее, уязвимым звеном в триаде человек- автомобиль- дорога является человек (водитель, пешеход, велосипедист, пассажир), из-за ошибок которого совершается подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий. Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное - неуклонно выполнять.

Обучение детей дошкольного возраста безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания подрастающего поколения.

 Предрасположенность детей к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями их психологического развития, как:

- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;

-  неспособность правильно оценить обстановку;

- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

- потребность движения преобладает над осторожностью;

- специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся транспорт;

- отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных.

Немаловажными являются и такие факторы как:

- недостаток знаний об источниках опасности;

- переоценка своих возможностей;

- стремление подражать взрослым;

- влияние окружающей среды на состояние ребенка (самочувствие, настроение).

 В 1995 году в России принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», его требования совершенно справедливы: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится общеобразовательных учреждениях различных правовых форм…»(ст. 29,ч.1),а «Положения об обязательном обучении»…включаются в соответствующие «государственные образовательные стандарты (ст.29,ч.30). Важно как можно раньше научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах, познакомить их с основами дорожного движения. Это необходимо сделать еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в том возрасте дети должны получить первые сведения о ПДД и поведения на улицах. Они должны знать о возможной опасности на дорогах, но в тоже время не испытывать боязни на улицах, потому что чувство страха парализует у них способность не растеряться в момент возникшей опасности.

  II Основной раздел.

1. Цели и задачи работы с детьми, тесно перекликаются с задачами возрастной группы:

- Учить детей различать знаки дорожной грамоты: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

-  Формировать устойчивое представление детей об устройстве улицы: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, двор, перекрёсток. Познакомить детей с понятиями «островок безопасности», «надземный» или «подземный» пешеходный переход.

- Закрепить правила безопасного поведения  на дороге осенью, зимой, весной; правила езды на велосипеде и правила поведения в транспорте.

-  Продолжать знакомить с видами и назначением транспорта.

- Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности, воспитывать грамотного пешехода.

 

 Педагогические средства:

-    сюжетно-ролевые, дидактические игры;

-    наблюдения, целевые прогулки;

-    рассматривание картин, иллюстраций по разделу ПДД;

-    игровые занятия, игровые ситуации

-    беседы.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Большое значение уделялось  изготовлению дидактических игр и пособий, помогающих активизировать процесс восприятия и обучение детей, а так же

атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

2. Данная методическая разработка направлена на познавательное развитие ребенка и ознакомление с окружающим миром.

3. Основой служит программа уже дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной.

4. При подготовке методических рекомендаций использованы авторские пособия: «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Составили: Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова, К.Ю. Белая и другие. « Как обеспечить безопасность дошкольников»; Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко. « Дошкольникам о правилах дорожного движения», Т.Ф. Саулина. «Три сигнала светофора», В.Р. Клименко. «Обучайте дошкольников правилам движения», « Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их ПДД» / Составили: О.Ю. Грезина, С.А. Пятаева, Р.П. Бабина «О чем говорит дорожный алфавит», «Занимательная дорожная азбука», Н. Мельникова и другие. «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях; «ПДД для детей дошкольного возраста» / под ред. Е.А. Романовой. 

Педагогическое творчество в процессе обучения ПДД заключается в умении определить и выбрать максимально эффективные средства, позволяющие привлечь внимание детей, помочь освоить предлагаемое содержание легко, без принуждения. Непременным условием освоения

ребенком навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является обогащенная предметно-пространственная среда.

Значительно важна работа с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Я использую следующие направления работы с родителями:

-    организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:

-    анкетирование родителей с целью выявления знаний:

-    организация различных мероприятий с участием родителей (брейн-ринги, выступление агитбригады, выставки совместных поделок, альбомов, рисунков по теме «Безопасность дорожного движения», предлагаю разрабатывать вместе с детьми маршруты безопасного следования из дома в ДОУ и т.д.):

-    ознакомление родителей с результатами обучения детей (информация в «уголке родителей», наглядный материал для родителей в форме «папок-передвижек «, информационных листов и т.д.).

Таким образом, анализируя свой опыт  по формированию у детей знаний,  складывается определенная система работы основанная

а) на принципе целенаправленности;

б) принципе последовательности;

в) принципе усложнения материала от простого к сложному;

г) принципе доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

  5. Условия.

Настоящий опыт обобщен в МОУ №362»,  расположенном в Дзержинском

Района г. Волгограда. Данное дошкольное учреждение имеет 12 групп.

   

2.    Возрастные нормативы развития ребенка по данному направлению дошкольного образования:

 

По теме «Поведение на улице»:

- Правила безопасного поведения на улице;

- Источники опасности на улице;

- Устройство улицы;

- Правила поведения на дороге осенью, зимой весной;

- Правила езды на велосипеде;

- Правила поведения в транспорте.

    

 По теме «Дорожная грамота»

- Предупреждающие знаки: «Дети», «Пешеходный переход»;…

- Запрещающие знаки: «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена»;…

- Предписывающие знаки: «Движение прямо», «Движение направо»;…

- Информационно-указательные знаки: «Место остановки автобуса» (троллейбуса, трамвая), «Пешеходный переход»…

 

Опросник «Что должен знать ребёнок о правилах дорожного движения».

 

1. Как называется часть улицы, по которой едут машины?

2. Как называется часть улицы, отведённая для пешеходов?

3. Кого называют пешеходом?

4. Где безопасно переходить улицу?

5. Как найти место перехода улицы?

6. Как перейти через дорогу?

7. Что обозначает каждый сигнал светофора для пешеходов и водителей?

8. С какой стороны следует обходить трамвай, троллейбус?

9. Почему нельзя играть на мостовой?

10. Почему по тротуару нельзя ходить толпой?

11. Назови виды транспорта.

12. На каких машинах установлен сигнал «Сирена»?

13. Зачем вдоль дорог установлены знаки?

14. Какие знаки ты знаешь, и что они означают?

15. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?

 

4.Развернутая поэтапная система перспективного планирования педагогической работы с детьми 

схема

 

Перспекивно-тематический   план по обучению детей ПДД  

  Задачи:

- Учить детей различать знаки дорожной грамоты: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

-  Формировать устойчивое представление детей об устройстве улицы: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, двор, перекрёсток. Познакомить детей с понятиями «островок безопасности», «надземный» или «подземный» пешеходный переход.

- Закрепить правила безопасного поведения  на дороге осенью, зимой, весной; правила езды на велосипеде и правила поведения в транспорте.

-  Продолжать знакомить с видами и назначением транспорта.

- Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности, воспитывать грамотного пешехода.

 

Перспективно-тематический план по обучению детей ПДД

Сентябрь:

I Блок

1 Занятие «Наш город».

Цель: ознакомить с движением транспорта и пешеходов. Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу.

 

II Блок

2 Целевая прогулка «Пешеход».

3 Игровая ситуация «Едем в автобусе»;

4 Целевая прогулка «Пешеход»;

5 Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

6 Чтение художественных произведений: Б. Житков «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета».

7 С/р игры, д/игры.

 

Октябрь:

 

I Блок

1. Занятие  «Улица города».

Цель: познакомиться с правилами уличного движения, дать представление о движении транспорта и пешеходов.

 

II Блок

2 Целевая прогулка «Правила для пешеходов».

3 Беседа «Где и как переходить улицу».

4 Целевая прогулка «Экскурсии по улице».

5 Рассматривание альбомов, открыток, иллюстраций по ПДД.

6 Чтение художественной литературы: С.Михалков «Моя улица», «Скверная история».

7 Д/игры, с/р игры.

 

 

Ноябрь:  

I Блок

1. Занятие «Мы знакомимся с улицей».

Цель: Познакомить детей с улицей, её особенностями; закрепить правила поведения на улице; надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по подземному переходу или специально выделенному – «зебре», если нарушишь правила, можно попасть по машину.

 

II Блок

2 Целевая прогулка «Наблюдение за движением машин и работой водителей».

3 Тренинг «Я на улице».

4 Беседа «Поведение детей на улице».

5 Алгоритм «Переход дороги».

6 Совместная работа с родителями: изготовление книжек-самоделок.

7 Вечер загадок. Слушание аудиозаписи.

 

 

Декабрь:

I Блок

1. Занятие « Светофор».

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, прививать культуру поведения на улицах города, обобщить знания по дорожному движению.

 

II Блок

2 Целевая прогулка: «Наблюдение за работой светофора».

3 Д/и «Узнай и назови», «Собери и расскажи» - знакомство с дорожными знаками и их назначением.

4 Тренинг «Я – дорожный знак».

5 Рисование «Вспомни дорожный знак».

6 П/и «Водители, автомобили, пешеходы».

 

Январь:

 

I Блок

1 Занятие: «Транспорт нашего города».

Цель: Закрепить знания детей о транспорте, учить с помощью ТРИЗ преобразовывать геометрические формы в конкретный вид транспорта, развивать внимание мышление, память.

 

II Блок

2 Целевая прогулка  к остановке пассажирского транспорта.

3 Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения».

4 Рисование «Пассажирский транспорт».

5 Чтение худ. произведений  С. Михалкова «Велосипедист», Л. Гальперштейна «Трамвай и его семья», В. Клименко «Зайка велосипедист».

6 Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».

 

 

Февраль:

I Блок

 

1 Занятие «Зачем нужны дорожные знаки».

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками: «Въезд запрещён», «Внимание», «Осторожно, дети!».

 

II Блок

2 Викторина «Пешеход на улице».

3 Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

4 Д/и «Помоги Незнайке» (оказание первой медицинской помощи).

5 Тренинг «Опасные ситуации».

6 Родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

7 Чтение худ. произведений А. Гангова «Гололёд».

 

Март:

 

I Блок

1 Занятие «Сигналы регулировщика».

Цель: Познакомить детей с сигналами регулировщика.

 

 

II Блок

2 Игра «Лучший пешеход».

3 Целевая прогулка «Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД».

4 Алгоритм «Оказание первой медицинской помощи»  (ушибы, порезы).

5 Рассказы детей из опыта.

6 Чтение худ. произведений С. Маршака «Милиционер», Я. Пишумова «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой…».

 

 

Апрель:

I Блок

1 Занятие «Безопасное поведение на улице и в транспорте».

Цель: выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

II Блок

 

 

2 Игра «Что? Где? Откуда?».

3 Комплексное занятие «Служба спасения идёт на помощь».

Цель: практическое закрепление знаний и умений детей на улицах города. Закрепить знания детей о дорожных знаках, на какие группы делятся все дорожные знаки.

4 Игра-тренинг «Когда мы пассажиры».

5 Конкурс детских рисунков по ПДД.

6 Целевая прогулка «Перекрёсток».

 

Май:

I Блок

1 Викторина «Что? Где? Когда?».

Цель: закрепить с ребятами правила поведения на дорогах, значение светофора, дорожных знаков. Воспитывать у детей чувство безопасности на улице. Развивать разговорную логическую речь.

 

II Блок

2 Игровая ситуация « Едем в автобусе».

3 Алгоритм «Переход дороги».

4 Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД.

5 Конкурс-викторина «О, счастливчик».

Цель: закрепить умение детей ориентироваться по дорожным знакам, правила поведения на дорогах, воспитывать у детей чувство безопасности на улицах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комарова Эльвира Николаевна

старший воспитатель I квалификационной категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  № 315 Центрального района г. Волгограда Волгоградской области