Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по Царству Воды»(средняя группа)
 

 

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Путешествие  по Царству Воды»

(средняя группа)

 

Вид деятельности: познавательно-исследовательская.

 

Тема: Путешествие  по Царству Воды.

 

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье, физическая культура.

 

Цель: развивать познавательную активность в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде.

 

Задачи:

1.           Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

2.           Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3.           Учить образованию и использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.           Учить составлять композицию из заранее вырезанных  детьми заготовок. Продолжать учить делать аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

5.           Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому, формировать интерес к окружающему миру, а также эмоционально-целостное отношение к нему.

 

Предварительная работа: вырезание из цветного картона фигурок животных и растений, изготовление эскиза необитаемого озера, отгадывание загадок о воде, водных животных, рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира.

 

 

Материал и оборудование:

1.           Мультимедийная презентация «Кому нужна вода»

2.           Мультимедийная презентация «Царство Воды»

3.           Аудио-запись «Звуки воды»

4.           Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, кувшин, фужер, чайник.

5.           Символы, обозначающие свойства воды.

6.           Макет «Капелька», игрушечный ежик и лисенок.

7.           Клей, салфетки, кисточки.

8.           Шаблоны животных, насекомых, растений и др, предварительно вырезанные детьми для аппликации.

9.           Шаблоны капельки (по количеству детей).

10.      Шаблон-тучка (для воспитателя)

 


Ход деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.        Вводная часть. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Звучит аудиозапись журчания ручья.

- Ребята, вы слышите необыкновенные звуки? Прислушайтесь и определите, что это за звуки.

- Действительно, это журчит ручей.

- Ребята посмотрите, эти необыкновенные звуки услышали наши знакомые друзья-игрушки Лисенок и Ежик. Они пришли к нам в гости, но не одни. Посмотрите, кто-то еще с ними пришел. Как вы думаете, кто это?

 

- Она поможет Ежику и Лисенку, отправиться в путешествие по Царству Воды. Эта Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. И мы сегодня будем путешествовать вместе с ней. Выполним опыты и оживим необитаемое озеро.

II.     Основная часть.

Капелька:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Так ли это? Как вы думаете?

 

Воспитатель спрашивает у детей: А откуда взялась капелька, где она может быть?

 

Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями реки, озера, ручья, болота, океана, моря, болота.

- Ребята, давайте рассмотрим те места, где путешествовала наша Капелька и назовем их.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например: пруд, озеро, болото, лужа и др.

 

Лисенок: Мы видели на картинках огромное количество воды. Значит, капелька - это частичка чего?

Ежик: А кому нужна вода?

 

 

 

Психогимнастика «Кому нужна водичка».

Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями некоторых животных, насекомых, птиц, которым нужна вода. После просмотра каждой фотографии детям также предлагается превратиться и показать то животное, насекомое или птицу, которых они увидели. (Рыба, лягушка, цветок, птицы, заяц, пингвины, бабочка) Просмотр сопровождается аудиозаписью звуков ручья.

 

- Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего?

- Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.

Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?

 

 

 

- Ежик и Лисенок: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится?

 

Воспитатель приглашает детей на физкультминутку, раздает каждому ребенку капельки и тучку.

 

Физкультминутка «Тучка и капельки»

Дождик песенку поет:

Кап, кап, кап.

Только кто ее поймет

Кап, кап, кап.

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы.

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно -

Прорастать начнет оно:

Кап, кап, кап.

 

Ежик и Лисенок с Капелькой переходят в зону аквариума. А где еще у вас в группе есть вода? Аквариум мы уже видели, лейку с водой – тоже. Проходят в учебную зону (к столу для опытов). Ребята, а что это у вас такое интересное, для чего это?

- Воспитатель: Это Капелька хочет с вами поиграть и рассказать, о том какая бывает вода. Хотите поиграть и узнать?

 

Опыт №1. «Вода - это жидкость»

Капелька: Что такое вода? Ее можно налить во что-нибудь?

Капелька: А вылить? Перелить из одного сосуда в другой? Давайте проверим.

 

Капелька раздает детям различные сосуды, заранее приготовленные на столе, затем в эти сосуды наливает воду, а потом предлагает детям перелить воду из одного сосуда в другой.

 

 

Капелька: Итак, делаем вывод: вода – это жидкость. А как вы думаете почему?

Капелька: Правильно, потому что ее можно вылить, перелить, налить.

 

Ежик и Лисенок: А чтобы вы запомнили, мы приготовили вот такой символ.

(воспитатель закрепляет первый символ на магнитной доске)

 

Опыт №2. «Вода бесцветная»

Ежик и Лисенок обращают внимание детей на второй стол для опытов. А что на этом столе? Молоко, что ли? Мы любим с Ежиком молочко.

Капелька: А вот для чего. А сейчас ребята, мне понадобится ваша помощь. Помоги мне Ваня. Опусти, пожалуйста, ложечку в молоко.

На втором столе для опытов стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.

Капелька: Ребята, видно ложечку?

А теперь опусти ложечку в воду.

 

Теперь видно ложечку?

Капелька: Какого цвета молоко?

А вода какого цвета?

Капелька: Правильно, у воды нет цвета, она бесцветная.

Ежик и Лисенок выбирают ребенка для закрепления следующего символа на доске.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.

Изменила свой цвет вода? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.

Ежик и Лисенок: Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная.

 

Воспитатель приглашает детей на физкультминутку.

Физкультминутка «Лодочка»

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там.

 

Опыт №3. «Вода без вкуса»

Лисенок и Ежик: Ой, что-то мы запыхались, пить хочется.

Воспитатель: Ребята, а давайте игрушек угостим и сами водички попьем.

Капелька: Вода, которую вы пили, была сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? А какая на вкус?

Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Лисенок и Ежик: А чтобы вы не забыли, мы приготовили символ этого свойства.

Отдают символ детям.

 

 

Капелька: Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан с водой вещество (сахар), которое находится у вас на столе.

 

Размешайте, а теперь попробуйте воду.

 

Какая она стала на вкус?

Как вы думаете, что мы добавили в воду?

Капелька: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили. Но на самой деле у воды нет вкуса.

 

Опыт №4. «Вода без запаха»

Капелька: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Воспитатель: Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет?

 (Воспитатель предлагает закрепить символ этого свойства на магнитной доске)

 

 Звучит музыка воды.

Дидактическая игра «Найди место»

Воспитатель: А сейчас ребята, путешествие Капельки и ее друзей-игрушек Ежика и Лисенка продолжается, и мы все вместе оказались на берегу голубого озера. Слышите, как плещется водичка? Но озеро оказалось необитаемым, ни рыбок, ни лягушек, ни растений. Давайте оживим это озеро, теми животными и растениями, которые нуждаются в чистой воде.

Капелька: Молодцы ребята, теперь у животных и растений появился новый дом, и это место перестало быть необитаемым.

 

III.  Заключительная часть. Итог деятельности.

Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Посмотрите на доску, где висят наши символы и вспомним, что нового о воде сегодня вы узнали.

 

 

 

 

 

А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии?

 

 

Воспитатель:  Давайте поблагодарим наших друзей-игрушек Лисенка и Ежика и Капельку за увлекательное путешествие.

 А сейчас сюрприз от Капельки - сок.

 

 

 

   

 

Слушают аудиозапись и определяют, что это звуки воды, звуки журчания ручья.

 

     

Отвечают: капелька.

 

 

Внимательно слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

Ответы детей.

 

 

Предположительные ответы детей: в ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др.

 

    Смотрят фотографии и называют, что на ней изображено.

 

 

 

Прудик, океанчик, болотце, лужица и др.

 

  Воды.

Предположительные ответы детей: цветам, животным, насекомым, слонам, бабочкам, лягушкам, рыбам, акулам и др.

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят на фотографию, превращаются и показывают того, кто на ней изображен.

 

 

  Нет.

 

Ответы детей.

 

 

Предположительные ответы детей: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др.

 

Предположительные ответы детей: в водопроводном кране, в аквариуме, в душе и др.

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают Ежика, Лисенка и воспитателя.

 

 

Да.

 

 

 

Предположительные ответы детей: в стакан, в ведро, в вазу, лейку, банку, кувшин, чайник и др.

  Дети берут сосуды, в которые Капелька наливает воду. Затем начинают переливать воду из одной емкости в другую.

 

 

Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок опускает ложечку в молоко.

 

 

 

Нет.

Ребенок опускает ложечку в молоко.

 

Да.

Белого.

Ответы детей.

Ребенок закрепляет следующий символ на магнитной доске.

Да.

 

 

Наблюдают за действиями воспитателя.

 

 

Наблюдают за действиями воспитателя и отвечают на вопросы.

 

Дети совместно с Ежиком и Лисенком формулируют вывод.

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают водичку Ежику и Лисенку.     Пьют воду.

 

    Ответы детей.

Совместно с воспитателем формулируют вывод.

 

 

Ребенок закрепляет символ на магнитной доске.

 

 

 

Ребята берут по одному кубику сахара, кладут в стакан с водой и размешивают.

Пробуют на вкус.

Сладкая.

Ответы детей.

 

 

Слушают Капельку.

Дети нюхают воду.

          Нет.

          Нет.

Ребенок закрепляет символ на доске.

 

 

 

 

 

Продолжают путешествие, и переходят к берегу необитаемого озера.

 

 

Дети берут шаблоны животных и растений и приклеивают на лист.

 

 

 

Дети смотрят на доску и называют по символам свойства воды:

·                 Вода - это жидкость

·                 Вода - бесцветная

·                 Вода – безвкусная

·                 Вода – без запаха.

 

Вспоминают яркие и интересные моменты путешествия.

 

 

Благодарят друзей-игрушек, говорят им спасибо.

 

    Машурик Т.Ф., Костромитина О.Н., Чистякова Т.А.

    Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №2 Советского района г.Волгограда.