Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Семья хакасов».
 

 

 

Конспект интегрированного занятия в средней группе

Тема: «Семья хакасов».

 

    Цель: Углубить представления детей об обычаях и традициях хакасской семьи.

      Задачи: Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями хакасской семьи через сюжетно-ролевую игру. Учить распределять роли с использованием игровых моделей, между собой. Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать уважение к старшим и другим членам семьи.

    Предварительная работа: Знакомство с хакасским фольклором, бытом, рассматривание хакасского национального костюма, экскурсия в музей. Чтение сказок. Изготовление хакасских костюмов, макета юрты, оберега хакасских женщин - пого, музыкального инструмента – хомыса и оружия (совместно с родителями).

    Словарная работа: юрта, кумыс (молочный напиток),  хомыс (музыкальный инструмент), пого(женское украшение), аркан, седло, аал(хакасская деревня), бабушка-уужа, дедушка-агам, папа-пабам, мама-ижем, дети-палалар, здравствуйте-изенер.  

    Оборудование: макет юрты, национальная посуда, национальные костюмы, арканы, пого, кони, музыкальный инструмент, игрушки животных, очаг, шкуры животных, оружие, мультимедийная установка.

    Ход занятия:

      Сценография зала: юрта, озеро, лошади.

      Дети входят в группу под хакасскую мелодию. Здороваются на русском и хакасском языках (здравствуйте-изеннер).

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами попали в хакасский аал. Аал – это хакасская деревня.

    -Что такое аал?

    Воспитатель: А вот это хакасский дом его называют юртой.

    - Как называется хакасский дом?

    Воспитатель: Вы хотите посмотреть, что в юрте?

    - Что вы видите в юрте?

    (Шкуры животных, посуду, оружие, музыкальный инструмент(хомыс), кровать, кукол в хакасской одежде).

    -Молодцы, вы всё правильно назвали.

    Показ слайдов.

    1 слайд. Хакасская юрта в степи.

      Воспитатель: Что вы видите ребята? (юрту), вот это хакасская юрта в древности. Посмотрите, есть ли у юрты окна? (нет). А как вы думаете, где стоит юрта? (в степи). Хакасы свои юрты всегда ставили около воды. Как вы думаете для чего? (поить скот, стирать, готовить и.т.д.).

    2 слайд. Хакасская юрта внутри.

      Воспитатель: Посмотрите, какая красивая богатая юрта.

    Расскажите, что вы видите внутри юрты? Мужчин хакасов, они пьют из пиал кумыс, женщина хакаска варит молочный суп. Девочка хакаска толчёт зерно. Очень яркая и красивая мебель и одежда.

      Воспитатель: В этой юрте живёт очень богатая хакасская семья. В бедных семьях не было столько посуды, мебели, одежды.

      3 слайд. Мужчина хакас рядом с конём.

      - Посмотрите, это стоит хакас со своим конём. Что у коня на спине? (седло). Зачем нужны хакасам лошади? (охотится, пасти овец и баранов и.т.д.).

      Воспитатель: Вы хотите поиграть в хакасскую семью?

      Воспитатель: Давайте с вами присядем и распределим роли. Кто какую роль в нашей хакасской семье будет играть.

      Распределение ролей по моделям.(см. приложение)

      Воспитатель: Вот этот большой круг будет обозначать юрту, кто будет жить в этой юрте? (хакасская семья).

      Воспитатель: Кто самый главный в хакасской семье? (бабушка и дедушка).

       Воспитатель: Почему они самые главные? (они самые старшие, поэтому все члены семьи их уважали и слушались).

      Воспитатель: Каким кружком мы их обозначим?  (Самыми большими). Скажите по хакаски бабушка - уужа,  дедушка - агам).

    Воспитатель: Кто еще будет жить в юрте? (мама и папа). Какие кружочки подберем для папы и мамы? (поменьше). Скажите по-хакаски мама – ижем, папа – пабам.

    Воспитатель: А кто еще живет в юрте? (дети). Какими кружочками мы обозначим детей? Как по - хакаски дети – палалар.

    Воспитатель: А теперь, давайте подберем костюмы к нашим героям. (Переодеваемся в национальные костюмы хакасов).

      Воспитатель: Вы хотите поиграть  в хакасскую семью.

      Дети играют. Мальчики накидывают арканы на лошадей, поят их водой из озера, скачут по степи. Девочки делают работу по хозяйству  (моют посуду, готовят суп, смотрят за младшими и.т.д.)Воспитатель использует по ходу игры прямое и косвенное руководство.

      4-й слайд. Закат солнца.

      оспитатель: Посмотрите дети, солнце заходит и нам пора отдыхать. Дети садятся около очага в юрте. Мальчики играют на хакасском музыкальном инструменте (хомысе). Девочки танцуют.

     

    Список литературы:

      1. Л.А.Венгер  Программа «Развитие», 1999г.

    2. А.Н.Балгазина « Моя Хакассия – Абакан», 2001г.

    3. К.М.Патачаков «Культура и быт хакасов», 1958г.

     

                     Приложение: 

    Наглядные модели.

     

       

                                                      Хакасская семья  

     

     

     

     

                                                     

                                                   

                                                     

                                                    

     

     

      Бабушка, дедушка

     

     

     

     

     

                                                       

                                                     

     

     

      Папа, мама 

     

     

     

     

     

                                                       

                                                      

     

      Дети 

     

                                            

                                    Пояснительная записка

    к конспекту занятия « Семья хакасов».

     

       Конспект занятия составлен с опорой на программу Л.А. Венгера «Развитие», с использованием регионального компонента. Занятие носило интегрированный характер на основе двух образовательных областей: «Социализация» и «Познание».

          На первом этапе занятия дети попадают в «хакасский аал» изготовленный в натуральную величину макет юрты.

          На втором этапе занятия была использована  мультимедийная презентация.

    «Быт  хакасов». Она помогла окунуться детям в реальную историческую обстановку быта хакасов.

          На третьем этапе была организована сюжетно- ролевая игра «Хакасская семья».

    В ходе занятия применялись следующие методы и приёмы:

    - объяснительно-иллюстративные;

    - репродуктивные;

    - частичнопоисковые;

    - игровой;

    - моделирование.

      В процессе занятия была проведена большая индивидуальная работа с детьми:

    - проговаривание хакасских слов;

    - закрепление предметов хакасского быта;

    - ролевые диалоги.

      Занятие носило обучающий характер и соответствовало поставленным целям, способствовало развитию нравственных качеств и познавательных интересов у детей.

    Психологический микроклимат в группе носил положительный характер. Дети умеют общаться друг с другом, так как у них хорошо развиты коммуникативные навыки.

      Форма занятия нетрадиционная.

    Для развития творческих возможностей детей, была создана оригинальная развивающая среда, в виде хакасского аала.                                                            

    Занятие способствовало формированию у детей различных психических процессов (внимание, мышление, речь, воображение, память, волю, эмоциональное, нравственное воспитание).

    Дети на занятии чувствовали себя комфортно и свободно, не стеснялись, выражали свои чувства и эмоции.

    Интерес детей удерживался на протяжении всего занятия. Дети активно отвечали на вопросы, высказывали своё мнение.

       Пик занятия пришёлся на третью часть, так как здесь была развёрнута сюжетно- ролевая игра. Дети получили возможность выразить своё творчество при помощи игровых действий.

    Использование наглядного моделирования при распределении ролей в сюжетно- ролевой игре помогло детям усвоить навыки социальной субординации в хакасской семье.

      Итак, в процессе занятия дети познакомились с обычаями и традициями хакасской семьи, научились распределять роли с использованием игровых моделей. Занятие помогло формированию коммуникативных навыков и психических процессов у детей, так же помогло воспитанию уважения к старшим и другим членам семьи.

                Чусова Жаннета Витальевна

                                                    Воспитатель 2 кв. категории

                                                    МБДОУ ЦРР д/с «Росинка»

                                                    Республики Хакасии

                                                     города Черногорска.