Конспект занятия по математике для логопедической (подготовительной ) группы, тема «Последующее число. Увеличение на 1»
 

 

 

Конспект занятия по математике для логопедической (подготовительной ) группы, тема «Последующее число. Увеличение на 1»

 

Программное содержание:

  • Дать представление о том, что при увеличении любого числа на единицу всегда получается последующее по порядку число.
  • Закреплять умение соотносить количество с числом и состав­лять множество больше заданного на 1.
  • Формировать умение ориентироваться на листе бумаги с ис­пользованием слов «верхний правый угол», «в середине листа» и т.д.; закреплять знание геометрических фигур.
  • Развивать мыслительные процессы, зрительное внимание пространственное мыш­ление, связную речь, самостоятельность, умение действовать в со­ответствии с инструкцией.

Материалы и оборудование:

Демонстрационное: наборное полотно; картинки с изображе­нием 5 машин, 5 неваляшек; цифры, план-схема «Найди домик игрушки».

Раздаточное: листы к упражнению «На 1 больше»; карточки с тремя свободными полосками и наборы карточек с изображени­ем игрушек (по 10 шт.); конверты с планшетом и открыткой, раз­резанной на 6 частей; простые карандаши; мячи, листы к заданию «Особенная игрушка», листы с планом - схемой «Найди домик игрушки», клей-карандаш, изображения белки и зайчика для наклеивания, цветные карандаши.

  Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель. Ответьте на вопросы.

           Кто стоит слева от Миши?

           Кто стоит справа от Алены?

           Кто стоит между Соней и Сашей?

           Кто стоит впереди Алеши?

           Кто стоит сзади Арины?

Пальчиковая гимнастика перед занятием

Е.  Косинова «Гимнастика для пальчиков»

«Речка и рыбка» (стр. 14)

Маленькая рыбка по речке плывет.

Маленькая рыбка хвостиком бьет.

«Пароход» (стр.14)

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка.

Основная часть

На доске цифра 1.

Воспитатель. Ответьте на вопросы.

-Сколько машин нужно поставить, чтобы их количество обо­значалось этой цифрой?

-Сколько машин на наборном полотне? (1.)

-Сколько станет машин, если добавить еще 1?

-Как получилось 2 машины? (К одной добавили еще 1.)

На доску выставляется цифра 2.

-Какое число больше: 1 или 2?

-Сколько машин надо добавить, чтобы получилось 3?

Проводится аналогичная работа до числа 5.

-Как получилось 5 машин?

-Как получили следующее по порядку число?

Дети отвечают.

Вывод: каждый раз, когда добавляли 1 машину, их становилось больше, получалось новое, следующее по порядку число.

                      Тренировочное упражнение «На 1 больше»

Детям раздаю листы к упражнению (рис.1) с изображением игру­шек, простые карандашик

Задания: 1) нарисовать в пустом прямоугольнике столько мя­чей, чтобы было на один больше, чем пирамидок; 2) обвести цифру количества предметов.

После выполнения задания детям задаются вопросы.

-Сколько было игрушек? (4.)

-Сколько нарисовали мячей? Почему? (Например: 5. 5 больше четырех на 1.)

-Какую цифру обвели? Почему? (Например: цифру 5, потому что число 5 следующее число после 4.)

Н.В. Нищева «Система коррекционной работы»

Тема «Игрушки» (стр.111)

    На большом диване в ряд       (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:                                                        

Два медведя, Буратино,          (Загибают поочередно все пальчики на обеих руках.)

И веселый Чиполлино,                            

     Раз, два, три, четыре, пять.      (Разгибают поочередно все  пальчики на обеих   руках.)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки собирать.                      (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

 

           Игровое упражнение «Выстави игрушки на полки»

У детей карточки с тремя свободными полосками и по 10 карточек с изображением игрушек: уточек, матрешек, ракет.

Воспитатель. Сейчас я покажу вам карточку с игрушками, а вы должны поставить на верхнюю полоску-полочку уточек на 1 больше. (Показывает карточку, на которой изображено 5 неваляшек.)

Ответьте на вопросы.

-Сколько было неваляшек?

-Сколько уточек вы поставили? Почему? (6. 6 больше 5 на 1.)

На вторую полоску выложите матрешки, чтобы было на 1 боль­ше, чем уточек.

-Сколько матрешек на второй полоске? Почему? (7. 7 боль­ше 6 на 1.)

А на третью полоску поставьте 8 ракет.

-Как вы думаете, почему вы поставили 8 ракет? (Потому что больше 7 на 1.)

-Какое число больше: 5 или 6? 6 или 7? 7 или 8?

Каждый раз мы прибавляли в каждый ряд по одной игрушке, и у нас получалось следующее число.

Посмотрите, у нас на доске цифры только до 5. Какое следую­щее по счету число должно стоять после 5? 6, 7, 8?

Детям предлагаю достроить ряд.

     Пальчиковая гимнастика на занятии

Музыкально – поэтическая  программа» Подвижная игровая гимнастика»  Проект Яровой Л.А. 11 упражнение

                               Игра «Собери игрушку»

Детям раздаю конверты, в каждом из которых находятся планшет с геометрическими фигурами, открытка, разрезанная на 6 частей, с об­ратной стороны — аналогичные геометрические фигуры.

Задание: собрать открытку, наложив геометрические фигуры друг на друга. Что получилось? (белка и заяц)

                               Игра «Найди домик игрушки»

У каждого  на столе лежит план- схема (рис.2) и картинки с животными – белка или заяц, клей - карандаш для наклеивания, цветные карандаши.

Воспитатель: В городе игрушек живут белочка и зайчик. Помогите им найти свои домики.

Дети находят по схеме домики и наклеивают рядом белку или зайца. Затем рассказывают, как пройти до домиков игрушек, раскрашивают изображения зверей цветными карандашами.

  Итог занятия.

 

Найди домик белки и зайца по схеме - рисунку

Кутузова Оксана Владимировна

Воспитатель логопедической группы. Высшая категория.Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение"Детский сад № 1 "Солнышко" городского округа Звенигород Московской области