Цель. Продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать
и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими
и маленькими игрушками.
Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом
разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка — 16 см,
маленького — 10 см. Размер большого кубика — 4,5x4,5x4,5 см, маленького — 3x3x3
см.
Ход занятия. Показывая ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, педагог
поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает ребенку открыть крышку и достать
их. По мере выполнения действий воспитатель хвалит малыша. Когда все кубики
будут рассмотрены, воспитатель просит малыша сложить их в ведерко и закрыть его
крышкой. При необходимости педагог помогает выполнить задание.
Похвалив
ребенка, воспитатель ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью
взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их.
Затем воспитатель выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и
объясняет, что игрушек много: больших и маленьких.
Педагог вместе с ребенком
сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко,
оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.
Если
ребенка заинтересовало задание, он может повторить его. В этом случае ему дают
оба ведерка. Педагог следит, как малыш открывает крышки, и при необходимости
помогает ему. Ребенок должен раскладывать игрушки на столе в поле своего зрения,
не нагромождая их друг на друга. Воспитатель придвигает к ребенку маленькое
ведерко и предлагает сложить в него маленькие кубики, обращая внимание на
величину игрушек. После отбора маленьких кубиков ведерко закрывается крышкой, и
малыш начинает складывать оставшиеся большие кубики в большое ведерко. Дети
охотнее действуют с небольшими предметами, так как их удобнее захватывать.
Поэтому вначале воспитатель сам складывает большие кубики, а ребенок оперирует с
маленькими, более удобными, во втором случае воспитатель предлагает малышу
отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое, придвинутое ближе к
ребенку ведро. Не следует требовать от ребенка непременно точного отбора
различных предметов. Достаточно, чтобы он накапливал осязательный опыт и учился
при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их
величине.
Занятие проводится с детьми в возрасте 10 мес. и старше. На первом
году жизни форма обучения индивидуальная, а начиная с 1 г. одновременно могут
заниматься 2 малыша. Важным оказывается не сам возраст, а подготовленность
ребенка к обучению, его общий нервно-психический уровень развития.
Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
Другие статьи по сенсорному воспитанию