Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы. КОНСПЕКТ занятия в ДЕТСКОМ САДУ.
 
 

 

 

Другие статьи по сенсорному воспитанию

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

(второй год жизни)

Цель. Продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму предметов с наличным образцом, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.
Материал. Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники. Индивидуальный материал из расчета по 5 предметов одной и по 5 предметов другой формы на каждого ребенка.
Ход занятия. Подгруппе занимающихся (4—8 детей, в зависимости от возраста и степени обученности на предшествующих занятиях) воспитатель демонстрирует 5 кругов и 5 овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям 1 круг и 1 овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание детей фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, обводит его рукой и поясняет, что игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово-название). Далее внимание детей фиксируется на том, что одни игрушки (кружки) размещаются в одном месте, а другие (овалы) — в другом.
Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов одинаковой формы.
После показа и объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять круг (овал), рассмотреть его, определить, куда положил воспитатель такую же игрушку, и присоединить круг к предмету такой же формы. То же проделывается с объектом другой формы. Когда ребенок правильно разместит рядом предметы, воспитатель подчеркивает, что они одинаковые.
Поочередно каждый занимающийся на столе педагога выполняет задание. Важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе. Иногда дети улавливают лишь внешнюю, манипулятивную сторону выполнения задания: берут объект в одном месте и кладут в другое, не обращая внимание на его сенсорные свойства, в данном случае на форму. Поэтому необходимо фиксировать их внимание на тщательном рассматривании предметов.
После того как все дети разместят по одному объекту разной формы (по одному кругу и по одному овалу) на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания на группировку предметов в соответствии с их формой.
Во время самостоятельного выполнения задания детьми воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Большинству детей он оказывает периодическую помощь. В случае, если ребенок неправильно разместил 1—2 предмета, воспитатель выбирает их из групп однородных объектов, предлагает посмотреть внимательно и показать, куда надо положить такие предметы. В данной ситуации дети успешно выполняют задание, но если отвлекаются, то могут «потерять» задание, т. е. его сенсорную сторону, соскользнув на более примитивную манипулятивную деятельность.
Критерием при оценке выполнения задания служит успешность группировки предметов. Если малыш быстро и правильно выполняет задание, нет необходимости требовать от него расчлененного способа обследования объекта («Возьми игрушку, посмотри на нее внимательно; посмотри, где у меня такая же; покажи, где у меня такая же; а теперь положи их вместе»).
Чем успешнее занимается ребенок, тем быстрее протекает у него весь процесс рассматривания, сопоставления, сравнения, т. е. выполнения задания. Весь ход зрительного анализа быстро переносится во внутренний план и внешне не расчленяется. Такой ребенок, подойдя к столу воспитателя, выполняет задание быстро и без ошибок. Таким детям воспитатель своевременно заменяет материал, например круги и овалы на квадраты и прямоугольники. Их можно также попросить посмотреть, правильно ли выполняют задание другие дети, сидящие рядом. Отдельным детям, испытывающим постоянные затруднения, воспитатель помогает расчленением задания по частям, развернутой инструкцией.
Занятие проводится в течение 6—8 мин и может быть повторено с детьми в возрасте до 1 г. 8 мес. в течение месяца дважды. С более старшими детьми занятие проводится один раз.


Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.



Другие статьи по сенсорному воспитанию

 

 


пирамидка