Другие статьи по сенсорному воспитанию
Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы
(второй год жизни)
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать у них
простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов,
сопоставлять форму по наличному образцу, ориентируясь на слова форма, такая, не
такая, разные, одинаковые.
Круги и квадраты, прямоугольники и
треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре, следующих размеров: круг
диаметром 3 см, квадрат со сторонами 3x3 см, прямоугольник — 3x5 см, треугольник
— 3 X 3 X 3 см; высота деревянной основы фигур 1 см. Индивидуальный материал: по
5 кругов и по 5 квадратов или по 5 прямоугольников и по 5 треугольников на
каждого ребенка.
Воспитатель организует группу занимающихся от
3—4 до 8 детей, в зависимости от возраста, показывает им 5 кругов и 5 квадратов,
перемешанных произвольно, и объясняет, что у него разные игрушки. Отобрав из
общего материала 1 кружок, демонстрирует его детям: «Вот какая игрушка». Затем
отбирает квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки.
Акцентирует внимание детей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие.
Непосредственный показ сопровождается названными словами.
Затем воспитатель
приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие
игрушки он будет класть в одну сторону. Затем, показав квадрат, говорит, что
такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала педагог выполняет
действие сам, при этом спрашивает детей, куда положить круг, а куда — квадрат.
Важно показать детям каждый предмет. Так, демонстрируя круг, он спрашивает: «Где
у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?» Наложив круг на круг,
воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. С третьей пары
к группировке предметов по форме привлекаются дети.
Подозвав малыша к своему
столу, воспитатель показывает ему, что в одной стороне лежат одни игрушки
(кружочки), а в другой стороне другие (квадраты), предлагает ребенку взять из
общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо
квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы.
Средством контроля за правильностью группировки предметов оказывается наложение
предметов одинаковой формы.
Все дети поочередно раскладывают перед
воспитателем по 1 кругу и 1 квадрату, присоединив их к предметам соответствующей
формы.
При объяснении формы круг и квадрат называются игрушками. Различие в
их форме подчеркивается словами такой, не такой, разные, одинаковые. Место на
столе, где раскладываются формы, обозначается словом сюда. Основной методический
прием, который использует педагог,— непосредственный показ предметов разной
формы. При этом словесная инструкция сводится к минимальному количеству слов. В
отдельных случаях воспитатель может употребить слова-названия круг, квадрат, но
от детей нельзя требовать повторения и запоминания этих слов.
После
объяснения и показа действий воспитателем каждому ребенку для группировки по
форме предлагается индивидуальный материал: 5 предметов одной и 5 предметов
другой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал. Если
один ребенок группирует квадраты и круги, то рядом сидящий может группировать
прямоугольники и треугольники.
Детям, быстро справившимся с заданием, можно
предложить сгруппировать предметы другой формы. Если ребенок затрудняется в
группировке, воспитатель помогает такому ребенку, акцентируя его внимание на
форме путем прикладывания предметов вплотную друг к другу.
Занятие проводится
в течение 5—7 мин и может быть повторено в течение месяца дважды.
Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
Другие статьи по сенсорному воспитанию