Другие статьи по сенсорному воспитанию
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
(второй год жизни)
Обучать детей фиксировать внимание на величине предметов,
формировать у них умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества
и различия однородных объектов по величине; примеривать вкладыши к отверстиям;
понимать слова такой, не такой, большой, маленький.
Деревянные
круги и квадраты двух размеров: из расчета по 5 больших и по 5 маленьких на
одного ребенка. Форма, цвет и фактура предметов должны быть одинаковыми. Разница
предметов по величине может достигать 1,5—2 см, но маленький предмет должен быть
не менее 3 см. На данном занятии диаметр маленького круга составляет 3 см,
высота деревянной основы — 1 см. Диаметр большого круга равен 4,5 см, высота — 1
см. Стороны малого квадрата равны 3 см, большого — 4,5 см. Высота основы обоих
квадратов равна 1 см. Дополнительно могут использоваться две полоски плотной
белой бумаги шириной 3 и 4,5 см.
Воспитатель показывает детям 5
больших и 5 малых кругов, перемешанных произвольно, и объясняет, что они разные
— большие и маленькие, затем показывает круги поочередно, сначала маленький
кружок, и говорит, что есть круги такие и вот такие, при этом он показывает
большой кружок. Поясняет, что маленькие кружочки он будет класть в одну сторону,
а большие — в другую, на соответствующих дорожках (полосках бумаги).
Сначала
педагог выполняет это действие сам, спрашивая детей, куда положить такой
(большой) и куда такой (маленький) кружок. Прикладывает маленький кружок
вплотную к такому же маленькому и говорит, что они одинаковые. Таким образом
воспитатель раскладывает две пары кружков. При сортировке третьей пары
воспитатель предлагает кому-либо из детей показать, куда положить вначале
большой, потом маленький кружок или наоборот. Далее остальные дети поочередно
выполняют задание, раскладывая по одной паре кружков на столе перед
воспитателем. Для того чтобы все занимающиеся были обеспечены достаточным
количеством материала, можно взять для группировки большие и маленькие квадраты.
Они могут называться кубиками, игрушками и другими словами, более доступными
пониманию ребенка.
После объяснения и показа каждому ребенку предлагается
индивидуальный материал для группировки: 5 больших и 5 маленьких кругов или
квадратов, перемешанных произвольно, и две полоски бумаги. Для максимальной
мыслительной активности при выполнении индивидуального задания детям, сидящим
рядом, предлагается разный материал: одному — кружки, другому - квадраты.
Ребенок, быстро справившийся с заданием, может выполнить его еще раз, но с
другим материалом (варьируются кружки и квадраты).
Занятие проводится 5—7 мин
и может быть повторено в течение месяца дважды.
Продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать
внимание на их размере, формировать простейшие приемы установления их тождества
и различия. Обучать пониманию слов такой, не такой, разные, большой,
маленький.
Большие и маленькие прямоугольники, овалы, треугольники.
Каждому ребенку одновременно предлагается одна разновидность больших и маленьких
предметов: 5 больших и 5 маленьких прямоугольников, или 5 больших и 5 маленьких
треугольников, или 5 больших и 5 маленьких овалов. Размеры прямоугольников: 3x2
см, 5x3 см; треугольников: 4,5х4,5х4,5 см, 3x3x3 см; овалов: 3x2 см, 5x3 см.
Высота деревянной основы всех предметов 1 см.
Воспитатель
показывает 5 больших и 5 маленьких прямоугольников, перемешанных произвольно,
называя их игрушками или кирпичиками. Поясняет, что игрушки разные: такие
(большие) и вот такие (маленькие). Далее предлагает задание: такие (показывает
большой прямоугольник) игрушки класть в одну сторону, а вот такие (показывает
маленький прямоугольник) — в другую сторону. Первые две пары воспитатель
группирует сам, а с третьей пары к группировке предметов по величине
привлекаются дети.
Подозвав к своему столу кого-либо из детей, воспитатель
дает ему один из прямоугольников (большой или маленький), вначале предлагает ему
посмотреть, какой у него кирпичик, потом отыскать место, где лежат такие же
кирпичики, и положить их вместе. Затем дает ребенку маленький прямоугольник,
предлагает рассмотреть, ощупать, какой он маленький («в ладони прячется»).
Ребенок находит место, где лежат такие же маленькие игрушки, и кладет его рядом
с ними.
Каждый занимающийся по очереди на столе перед воспитателем
раскладывает по одной паре предметов в соответствии с их величиной.
После
того как все дети справятся с заданием, им предлагается индивидуальный материал
для самостоятельной работы. Группировка осваивается быстрее на разнообразном
материале. Поэтому после правильного решения поставленной задачи ребенку дают
подбор других фигур (большие и маленькие прямоугольники заменяют овалами или
треугольниками). На одном занятии дети могут группировать от 2 до 3
разновидностей однородного материала. Так же как и на первом занятии, детям,
затрудняющимся в группировке, можно предложить использовать прием прикладывания
предметов вплотную для установления их тождества и различия.
Воспитатель
может использовать доступные пониманию ребенка опредмеченные слова-названия:
прямоугольник назвать кирпичиком, овал — огурчиком, треугольник — домиком или
крышей.
В процессе занятия педагог обучает малышей важному способу
обследования величины предметов: захватить маленький предмет ладонью так, чтобы
он «спрятался» в ней, а чтобы взять большой предмет, надо ладонь широко
раскрыть.
Занятие длится 8—10 мин, проводится в течение месяца дважды.
Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
Другие статьи по сенсорному воспитанию