Другие статьи по сенсорному воспитанию
Группировка предметов по форме
(второй год жизни)
Закреплять у детей умение группировать однородные объекты, ориентируясь на
слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на
стержень.
Однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец
или 5 квадратных брусков.
Воспитатель показывает пирамидку с
кольцами. Сняв первое кольцо, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот
такие, круглые (держит кольцо так, чтобы дети хорошо видели его форму). Разобрав
пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Опять
подчеркивает, что колечек много и все они круглые.
Демонстрируя пирамидку,
состоящую из квадратных брусков, воспитатель обращает внимание ребят на форму
каждого предмета. Разложив все бруски справа от стержня, говорит, что теперь на
столе 2 дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предлагает ребенку собрать
круглую пирамидку. Оставшиеся квадратные бруски надевает на стержень другой
ребенок. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной
пирамидки. Собрав вторую пирамидку, воспитатель еще раз подчеркивает, что
игрушки разные.
Для самостоятельной деятельности педагог раздает по 2
пирамидки: вначале с кольцами (нужно снять их и разложить дорожкой слева от
основания), затем с квадратными брусочками (дорожка из них должна быть
ровной).
Когда дети вновь начинают собирать пирамидки, педагог помогает
нанизывать на стержень предметы соответствующей формы, учит по мере
необходимости выравнивать углы и стороны квадратов.
Дети, легко справившиеся
с заданием и проявившие при этом интерес, выполняют его еще раз. Занятие длится
5—8 мин, проводится 2—3 раза. На занятии одновременно присутствуют 2—3 ребенка в
возрасте от 1 т. 2 мес. и старше.
Для более старших детей можно перемешать
кольца и квадраты произвольно, предлагая сгруппировать их по форме и надеть на
стержни. Закрепление полученных знаний и умений происходит в самостоятельных
играх с предметами.
Задача педагога — предоставить желающим детям
дидактический материал и помочь им использовать его с той же целью, что и на
занятиях.
Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с
детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983
г.