Другие статьи по сенсорному воспитанию
Нанизывание колец, убывающих по величине
(второй год жизни)
Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать
кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.
Коническая пирамидка из 5 колец на цилиндрической
основе (пирамидка обыкновенная). В занятии используются одноцветные пирамидки:
красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.
Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она
красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие
проводится не в первый раз, то этот процесс не представляет для детей особой
трудности. Воспитатель заостряет внимание на том, что кольца разные. Сняв
первое, показывает его детям и поясняет, что оно маленькое (кладет его рядом с
основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает
его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от
него). Постепенно демонстрирует каждое последующее кольцо, которое чуть больше
предыдущего, сопровождая показ словами: большое кольцо, вот какое. И т. д.
На
столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от
пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог
поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это еще меньше, а вот самое
маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль
поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что книзу пирамидка
расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.
Когда дети
приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог
дает указания, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием
пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину (самое
маленькое колечко положить рядом с вершинкой, справа) . Воспитатель может
показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он
предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в
ряд: вначале лежит самое большое (показывает жестом на кольцо соответствующего
размера), затем поменьше, еще меньше и наконец самое маленькое. Дети вслед за
взрослым указывают размер колец.
При захватывании большого кольца ребенок
широко раскрывает ладонь, а воспитатель интонационно выразительно подчеркивает:
«Вот какое большое!». Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает
снова показать ей самое маленькое колечко, которое «прячется в ладошке».
При
повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце занятия дети могут
отнести и поставить пирамидки на соответствующую полку.
Занятие проводится
2—3 раза с детьми от 1 г. 2 мес. и старше. Продолжительность занятия 5—7
мин.
С детьми старше 1 г. 6 мес. проводятся более сложные занятия: они
собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно
перемешанных предметов; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных
колец любых двух цветов.
Для самостоятельной деятельности дидактический
материал должен быть размещен в доступном для детей месте. Воспитателю следует
находиться, недалеко от детей, по собственной инициативе играющих с пирамидками,
чтобы вовремя помочь им советом, поспособствовать доведению начатого дела до
конца; поддержать порядок и т. д.
Э.Г.Пилюгина, "Занятия по
сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя
детского сада, М., 1983 г.