Другие статьи по сенсорному воспитанию
Нанизывание колец на конус
(второй год жизни)
Учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их
сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и
осязательным контролем.
Пирамидка на конической основе из 5 цветных
колец, равномерно убывающих по размеру. На данном занятии кольца
одноцветные.
Воспитатель показывает детям новую для них
пирамидку конической формы, состоящую из 5 колец. Фиксирует внимание на том, что
кольца разные: такие и вот такие (сопровождает показ словесным уточнением).
Снимая кольца, складывает их в один ряд справа от основания пирамидки. После
показа воспитатель предлагает следующее кольцо снять кому-либо из детей и
положить рядом с уже размещенными на столе предметами. Для детей, прошедших
предварительное обучение, этот процесс не сложен. Однако выстраивание колец в
один равномерно возрастающий ряд может быть недостаточно усвоено детьми. Поэтому
здесь требуется контроль и помощь педагога.
Обратный процесс нанизывания на
стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не
только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при
конической основе его нижняя часть шире верхней, и если малыш неправильно
собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое
пространство.
Дети, сидящие за одним столом, последовательно надевают на
пирамидки кольца, разложенные в ряд. Взрослый проверяет, чтобы они не пропускали
правое крайнее кольцо и, нанизывая его на стержень, не переворачивали нижней
стороной вверх. Плотная насадка колец на конусную основу осуществляется при
осязательном контроле, и воспитатель должен обращать на это особое
внимание.
После предварительного объяснения и показа воспитатель раздает
каждому ребенку по пирамидке и предлагает весь этот процесс проделать
самостоятельно.
В индивидуальной работе педагог использует разные приемы:
словесное напоминание («не пропускай колечко», «не переворачивай», «надевай
правильно»), прямой показ (если ребенок неверно разместил кольцо, воспитатель
предлагает совместно с ним положить колечко или надеть его). Кроме того, педагог
учит малыша осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью
выполнения задания: обхватив руку малыша своей рукой, он проводит ею сверху вниз
по поверхности пирамидки (у правильно собранной пирамидки она
гладкая).
Задание может быть выполнено на этом же занятии еще раз.
Продолжительность занятия 5—8 мин. Участвуют одновременно 2—3
ребенка.
Пирамидки используются и в играх в свободное время.
Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.