|
Другие статьи по сенсорному воспитанию
Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия
(второй год жизни)
Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство
при выполнении элементарных действий с игрушками.
Коробка с
отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4,4x4,4x4,4 см и шарик
диаметром 4,5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в
круглое окно.)
Воспитатель показывает детям коробку с
отверстиями разной формы. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть
такое окошко; обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и такое окошко.
Затем предлагает детям обвести рукой эти отверстия, акцентируя внимание на том,
что они разные: такое и такое. Последние слова совпадают с жестом, обводящим
форму отверстий.
После этого; педагог показывает шарик и объясняет, что его
можно опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие. Момент
исчезновения шарика воспитатель сопровождает радостным восклицанием: «Нет
шарика!», вызывая у ребят положительные эмоции. Затем показывает кубик, а дети
находят соответствующее окно. При исчезновении кубика в квадратном отверстии
педагог вместе с детьми выражает радость, удовольствие.
Поочередно дети сами
опускают шарик в круглое отверстие. Перед тем как дать предмет в руки малышу,
педагог спрашивает, в какое отверстие поместится шарик. Для самостоятельной
работы каждый ребенок получает коробку с отверстиями и предметы для
проталкивания. Коробка перед малышом размещается таким образом, чтобы справа от
него находилось круглое отверстие, поскольку в правую руку детям сначала дается
шарик.
Учитывая, что большинство детей действуют правой рукой и опускают
предмет в ближайшее крайнее отверстие, можно предположить, что все малыши
выполнят это действие правильно. Такое легкое задание необходимо для создания
эмоционально-положительного отношения к занятию.
Затем воспитатель дает кубик, и дети могут попытаться опустить его
в круглое отверстие, но убедившись в том, что он туда не проходит, малыш по
предложению взрослого проталкивает кубик в квадратное окошко. Если ребенок не
находит нужный ракурс, воспитатель помогает, обхватывая своей рукой его руку и
придавая ей соответствующее положение. Таким образом кубик проталкивается в
гнездо заданной формы.
На одном занятии дети могут выполнить задание 2—3
раза. При повторении задания изменяется положение коробки: круглое отверстие
размещается слева, и ребенку опять дается шарик. За счет этого задание
усложняется.
Если дети ошибаются в примеривании предметов к отверстиям, то
взрослый спокойно объясняет, что это не то окошко, надо найти
другое.
Постепенно дети научатся предварительно примеривать каждый предмет к
отверстиям, уже не пытаясь непременно его втолкнуть в первое попавшееся окно.
Дальнейшее совершенствование действий заключается в том, что ребята без
предварительного примеривания, только на глаз,
будут определять идентичность формы предметов и отверстий.
Считается, что
ребенок успешно выполнил задание, если он справился со всеми вариантами
положения коробки.
Занятие проводится с детьми старше 1 г. дважды. На занятии
присутствуют одновременно 3—4 ребенка.
Для закрепления полученных знаний в
самостоятельной деятельности детям дают дидактические пособия, которые
использовались на занятиях. При отборе материала педагог руководствуется
проявлением интереса детей к данным игрушкам. Продолжительность занятия 5—8 мин.
Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
Другие статьи по сенсорному воспитанию
|
|