Консультация для педагогов «Влияние фольклора на речевое развитие детей дошкольного возраста».
 

 

 

Консультация для педагогов  «Влияние фольклора на речевое развитие детей дошкольного возраста».

 

Без памяти -  нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Безвоспитания–нетдуховности…
Г.Н. Волков.

Работая в детском саду,  необходимо пополнять образовательную программу и обратиться к фольклорному искусству русского народа. Где мы можем познакомить  воспитанников с интересными, увлекательными играми, песнями, стихами, фольклорными произведениями. Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в развитии речи детей традиционны. Всегда использую календарные праздники в работе с детьми.

Культура и опыт (а особенно народные) передаются изустно из поколения в поколения. Произведения народного искусства всегда были близки природе ребенка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.

Отражение в играх, песнях, сказках, игрушках жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В педагогическом процессе детского сада мы посчитали необходимым донести до сознания детей, что они являются  носителями русской народной культуры. Для этого в первую очередь обратились к фольклору, ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, развивает речевую активность детей. Речевая деятельность детей   заключается в чтении стихотворений, словесных играх, исполнениях песен. В процессе подбора речевого материала осматриваю программные требования к устной речи детей, словарь, которым дети овладели за последнее время.

При распределении речевого материала, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям лучше поручить индивидуальные выступления, другим, лучше выступать вместе (например, исполняя песню), а некоторым детям, особенно в начальный период обучения, может быть, целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел конкретный ребенок, а так же состояние его устной речи: звукопроизносительные  возможности и качества голоса.

Выразительность – является важным качеством детской речи. Она основывается на осознанной передаче мысли. По словам С.Л. Рубенштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она не произвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности.

Выразительная речь зависит от правильного дыхания, четкой дикции, звучного голоса, нормального темпа. Умение регулировать силу голоса и высоту способствует развитию его подвижности и гибкости. Умение осознанно пользоваться интонацией, развиваться с помощью специальных упражнений. Детям предлагается прочитать стихотворение, потешку, прибаутку. С целью выработки умения выделять в тексте слова можно прочитать детям скороговорку. Не менее эффективным приемом будет чтение детьми в лицах потешек, считалок, стихов.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым по­зволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Стихи, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки называют жемчужинами народного твор­чества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства челове­ка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитета­ми. 

Немаловажным значением для речевого развития является создание в группе  ситуаций с использованием атрибутов и декораций,  привлекать детей к такому приему, как прослушивание в грамзаписи стихотворений, песен, считалок. Музыка,  помогала детям вслу­шаться, вдуматься, насладиться нежностью, напев­ностью народного языка.

   Велика роль музыки в развитии у ребенка правильного отношения к доступным его пониманию явлениям жизни. Особого внимания к себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь которого лишена радости, чахнет и фи­зически и психически. Интересы его развивающейся лич­ности требуют обновляющихся впечатлений, поддержи­вающих и питающих чувство радости. Однообразно, уны­ло текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физиче­ские, так и психические; радостное, в меру представ­ленное разнообразие их питает и поддерживает.

   Фольклор  нарушает однообразие те­кущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное со­держание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и спо­собность речи. 

Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь при­сутствия посторонних слушателей.

Есть люди с богатым духовным содержанием, пре­красно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим злом надо бороться, развивать в детях уверенность в себе и доверие к своим силам.

 

Русина О.М., воспитатель ВКК, МБДОУ ЦРР Детский сад №27 "Сказка" г. Саяногорска, Республики Хакасия.