Конспект занятия по познавательному развитию "Музей овощей" (старший возраст)
 

 

 

Конспект занятия по познавательному развитию "Музей овощей" (старший возраст)

 

Программные задачи:
упорядочить и обобщить знания детей об овощах;
познакомить с крахмалом – основой картофеля;
развивать логическое мышление;
развивать интерес к опытно-поисковой деятельности;
развивать способности к художественному мастерству – преобразовывать овощи в поделки из природного материала;
воспитывать бережное отношение к природе.


Материал:
Картины овощей;
Эмблемы залов «Музея овощей»;
Модели-схемы для игры «Разложи по порядку»;
Карточки- схемы «Поделка из картофеля».
Опытный материал: сухой крахмал, мука, йод, тертый картофель, огурец, хлеб, сырой картофель для поделок, накрахмаленная и простая салфетки, зубочистки;
Подставки для поделок, подносы, пустая банка, блюдца по количеству детей, пипетка, бумажные салфетки;
Аудиозапись «Урожайная».


Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы побываем в музее, но не простом, а волшебном – в Музее овощей.
Пойдем мы в этот музей по Дороге Загадок. А чтобы попасть в музей надо загадать каждому из вас по одной загадке, а за это вы получите билет в музей.
(Воспитатель и дети загадывают друг другу загадки об овощах)


За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
Длинная приятная
На вкус как сахар сладкая.
(морковка)


Он круглый и красный
Как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней ...
(помидора)


Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(картофель)


Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает,
(лук)


Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(капуста)


Маленький горький,
Луку брат
(чеснок)


На грядке длинный и зеленый,
А, в кадке жёлтый и солёный.
(огурец)


Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие соленые.
(огурец)


Воспитатель: Молодцы! (раздаёт за правильные ответы билеты в музей)
Воспитатель: Перед входом в музей , ребята, вы должны показать свой билет контролёру.
Контролёр: Предъявите билеты (дети показывают).
Воспитатель: Дети, двери Музея овощей для нас открыты.
Сейчас мы с вами попали в первый зал Музея – картинную галерею. Посмотрите на стенах висят картины, они заколдованы. А чтобы расколдовать картины надо рассказать , что на них нарисовано.
Воспитатель: Давайте вместе разгадаем этот секрет.
(Дети рассматривают знаки-модели и по ним составляют описание овощей по предложенному плану ,образец дает воспитатель: « Этот овощ растёт на грядке в огороде, он зелёного цвета, овальной формы , длинноватый, хрустящий, сочный .Из этого овоща можно делать салат, закручивать в банки на зиму, солить. Угадали про какой овощ я рассказала?
Дети: Это огурец.
Воспитатель: Правильно. Когда овощ угадан, выставляется названная картина, далее о заколдованных картинах рассказывают дети.)
Воспитатель: Отлично, картины расколдованы, что же изображено на всех этих картинах?
Дети: Овощи!

Воспитатель: Приглашаю вас в следующий зал Музея овощей – зал Научных открытий.
Нас здесь встречает знаменитый овощ:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная … картошка.
Воспитатель: Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не всё знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим эксперимент.


Опытно- экспериментальная деятельность:
1). Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной;
Воспитатель: Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.
2). Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.
3). Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке, сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб, на простую и накрахмаленную ткань. Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет.
Воспитатель: Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал?
Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Посмотрите накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит.
(сравнить на ощупь две салфетки)
Воспитатель: Что можете сказать? Отличаются или нет?
Воспитатель: Итак, мы с вами сделали открытие ! Так из чего же состоит картофель?
Дети: Картофель состоит – из крахмала.
Физминутка «Урожайная »
(проводится под музыкальное сопровождение)
Мы пойдём в огород, (шагать на месте)
Много там всего растёт , (развести руки в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой , ( кистями рук обрисовывать круглую форму)
Толстая репка – засела в землю крепко , ( поставить руки на пояс и слегка покачать корпусом из стороны в сторону)
Длинная морковка (опустить вниз руки и соединить их внизу ладонями)
От нас укрылась ловко . (присесть и прикрыт голову руками)
Дёргай , дёргай из земли. (встать и изображать движения, как будто дёргаешь из земли морковь)
Всё собрали - посмотри! ( развести руки в стороны)

Воспитатель: Приглашаю вас посетить самый вкусный зал Музея овощей – выставку овощных премудростей. Чего здесь только нет! Почему люди запасают на зиму овощи!
Дети: Они полезные, в них много витаминов.
Воспитатель: Вы правы, народная мудрость гласит: «Обед без овощей, что праздник без музыки». А какие вы знаете пословицы и поговорки об овощах?
Дети отвечают:
Лук – здоровью друг.
Поел моркови – прибавилось крови.
Там где нет мяса- свекла – герой.
Лук – от семи недуг.
Картофель – хлебу подспорье.

Игра «Угадай на вкус»

Воспитатель: Многие овощи можно есть и сырыми и вареными.
Воспитатель: А чипсы вы любите? А из чего их можно приготовить? Точно, из картошки.
Давайте вместе попробуем составить рецепт чипсов.
( Предлагаю карточки-схемы «Разложи по порядку»
Дети раскладывают карточки – схемы, соблюдая правильность приготовления чипсов).

Овощи

 

Воспитатель: Вы теперь знаете, как приготовить чипсы из картошки. Даже можете маму научить.
Воспитатель: Путешествие по Музею овощей продолжается. Приглашаю вас в следующий зал – Овощную мастерскую. Здесь происходят чудеса и превращения. Предлагаю вам самим смастерить поделки для этой выставки.
( Дети мастерят поделки из картофеля используя карточки - схемы)

овощи

 

Воспитатель: Ваши поделки (экспонаты) займут достойное место в этом Музее.
Воспитатель: К сожалению, музей закрывается, но не огорчайтесь. Нас еще ждут необычные приключения. Мы обязательно здесь еще побываем.

 

Воспитатель I категории

Дулова Татьяна Витальевна

Краснодарский край станица Выселки.

МБДОУКВ №2 "Ласточка"