Лето в детском саду. Обмен опытом.
 

 

 

О.Ю.Кононова- зав.детским садом

 компенсирующего вида 1196,

СЗОУО г.Москва,

О.Е.Веннецкая – ст.воспитатель

Лето в детском саду

Лето - самая веселая пора в детском саду. Организованная деятельность детей ориентирована на  включение их в разные формы досуговой активности. Познакомить ребенка старшего дошкольного возраста с разными способами использования  своего времени с выгодой для своего здоровья и развития одна из задач  воспитания  здорового образа жизни.

С этой целью можно познакомить детей с играми в песочнице. Песок завораживает детей, игры с с ним и сооружение построек из него – одной из самых увлекательных занятий детей в летнее время.

Для родителей организовать игры в песке - непростая    задача, надо сделать или найти песочницу,  помочь малышу придумать эскиз и т.п.  А вот в детском саду летом - самая пора, когда дети могут объединить свои умения и навыки, скомбинировать фантазию и творчество друг друга, организовать свое время на прогулке, самостоятельно составить проект будущей постройки. Игры в песке и сооружение построек из песка – глобальная конструкторская работа. Ребята с удовольствием включаются в нее. Воспитателю необходимо только помочь, направить мысль ребенка, скоординировать его знания, умения и навыки, сосредоточив их на результате. Таким результатом могут быть как отдельные постройки детей, объединенные общей темой, они составят небольшой сюжет, так и коллективные постройки разных сооружений, объединенные единым сюжетом. Любая постройка или сооружение из песка – для детей увлекательная творческая деятельность, а для педагога эта деятельность помогает решать целый комплекс задач, направленных на развитие детей.

 

Так создание детьми группы № 8, воспитатель  Л.А.Яндараева,  постройки из песка по русской народной сказке  «Волк и семеро козлят», было направлено на развитие у детей умений импровизировать в образе действий знакомых персонажей.  

В коллективной постройке дети  смогли перенести сюжет действия с воображаемой ситуации в реальные, хотя и фантазируемые ими условия.  Ребят из песка делали декорации, перестраивали их в соответствие с изменяемым сюжетом, воплощали знакомые комбинации игровых действий. Такая активность детей – один из способов развития театрализованной деятельности детей. Для старшего дошкольника это важно, самому создать условия, самому разыграть сюжет.

А совместное творчество приводит к новым конструкторским проекта. Такие сюжетные постройки по сказкам- небольшой детский театр, в котором обычных персонажей в необычном пространстве наделяют дети новыми характерами

Большой популярностью у детей пользуются песочные постройки для современных игрушек. Дети делают для них лабиринты, лазы, конструируют подземные туннели, все как в настоящем фантастическом фильме.

Такая постройка из песка детей группы № 3,воспитатель Е.В.Пухова, построено на том, чтобы помочь ребятам не только копировать сюжеты из современных фильмов и мультфильмов, но и переносить любимых героев в новые, соответствующие детству ситуации. В этих ситуациях малыши наделяют трансформеров, роботов более добрыми, человеческими  качествами

А  обыгрывая постройку, воспроизводят сюжеты любимых мультфильмов. Этот опыт ценен для ребенка, малыш придумывает продолжение необычных ситуаций со знакомыми героями, домысливает сюжет, строит свой.

Песок очень необычный материал для строительства, поэтому детям приходится для выполнения конструкции использовать воду, она помогает оформить постройку. Для детей старшего дошкольного возраста песок замечательный терапевтический материал, воспроизводя постройки из просмотренных фильмов, они непроизвольно снимают и ограничивают агрессию свою и героя выбранного  произведения, так как выбранный ими материал не предусматривает крушение, постройка сразу рушится. Сюжеты жестких боевиков дети постепенно смягчают, ориентируюсь на материал конструкции.

«Лабиринт»

Замки  из песка могут быть для игры с разными по величине фигурами. Песок универсален тем, что с ним можно экспериментировать. Так добавляя немного воды, дети строят  разные крепости, создают переходы, лабиринты, заборы, многочисленные башни. Фигуры могут быть разные, но если использовать для строительства воду, она поможет сделать  постройку гладкой и ровной. Ребята с большим удовольствием выравнивают поверхность.

Применяя воду в строительстве песчаных фигур дети группы №1,  воспитатель И.В.Тихонова, смогли оградить свою крепость забором, выровнять дорогу вокруг нее, украсить оборонные сооружения крепости смотровыми башнями

 

«Крепость»

 

Но эксперименты с водой не обязательно могут проходить в песочнице, даже небольшое количество песка и воды могут быть использованы  детьми для строительства ландшафтного парка. Ограничения песочницей не всегда интересны, поэтому дети используют песок и на площадке группы, в сочетание с другими условиями песчаная стройка  объединяет детей своей новизной и нетрадиционным месторасположением.

 Так на  строительство ландшафтного парка и кольцевой дороги дети разделили весь объем песка  поровну.

Строительство ландшафтного парка детьми группы №9 под руководством воспитателя Н.Н.Смирновой

Спроектированная затем дорога вне парка, обыгрывается другими игрушками, которые держат форму благодаря песку, а дорога оформлена  благодаря песочным формочкам. В этой постройке дети совсем немного  помогали песку водой, и хотя  количество песка в обоих случаях было одинаковое, как для строительства ландшафтного парка, так и кольцевой дороги, объемы построек получились разные. И это тоже для детей новое открытие

Вот и «Кольцевая дорога», которая выполнена из другой кучи песка, равной той, которая ушла на строительство ландшафтного парка

 

А еще дети, по – младше, любят украшать песчаные фигуры. Правда такая деятельность проста по содержанию и может быть организована с детьми 4-5 лет. Экспериментировать  с песком, узнавать его свойства дети начинают именно с элементарных построек и использования форм, из них они получают разные готовые фигуры, которые в старшем возрасте объединяют в общие композиции.

«Торт - игрушка», воспитатель с детьми группы № 4, А..А.Ляхнович Ребятам нравится большая гора. Но если немного подумать, тос помощью взрослого такую традиционную постройку можно превратить в праздничный торт – игрушка. И не беда, что такой торт не съедобен, детям он очень нравится.

 

Вот и в  группе № 5, воспитатель А.И.Кислякова Дети для украшения платформы подобрали разные детали из конструкторов, получился фруктовый огород.

 

Выдумки детей очень богаты, главное, что они учатся в совместной друг с другом деятельности находить свое пространство и согласовывать его с мнением и уважением сверстников.

А вот и ребята из группы № 7, воспитатель В.И.Дьячкова. Они украсили  гору песка, превратив ее в «живую» голову сказочного героя из сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Это коллективная работа по прочитанному произведению. Дети с большим желанием готовили эскиз, составляли проект, вместе с педагогом выбирали материал, из которого выполняли характерные детали образа. В результате у них получился могучий и величественный персонаж, почти как на взрослых выставках работ из песка.

Постройки из песка – самая доступная деятельность для детей, вместе с тем она увлекательная и может реализовывать большой спектр детских желаний, поддерживать их интересы.   Для каждого возраста детей песок может быть использован по – разному, но всегда ребята с огромным удовольствием включаются в песочные действия.

Сегодня мы обратили внимание на то, что можно сделать из песка во время летнего периода. Показали ребятам, как и что можно строить на даче, на берегу речи или моря, куда может быть поедут дети с родителями отдыхать. А вечером устроили выставку песчаных фигур, где экскурсоводами были сами дети. Они рассказывали родителям и другим детям, о своих постройках. Гордость детей очень большая, ведь их постройка отличается размером, новым видом.

А еще нельзя забывать, что песок- это терапия, которая нужна уже и детям в дошкольном возрасте.