Консультация для родителей: «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста»
 

 

Консультация для родителей:

 «Развитие первоначальных математических представлений у детей

дошкольного возраста»  

Малыш 3-4 лет учится в процессе жизни. Поэтому его мир - это мир «здесь и сейчас». Пока он не в состоянии помнить своё «вчера» или планировать своё «завтра». Его внимание поглощено реальными людьми и реальными вещами, окружающими его в данный момент. Играя, малыш получает богатый опыт взаимодействия с миром, но он часто нуждается в том, чтобы взрослый объяснил этот опыт.

Поэтому основная форма работы по формированию математического представления - занятия. На занятиях решаются программные задачи.

Изучение математики носит наглядно-действенный характер. Занятия проводятся с элементами игры, сюрпризных моментов.

Некоторые занятия сопровождаются художественным словом, которое используется для повышения эффективности обучения. Физкультминутки, примененные на занятиях, представляют собой игровые упражнения и направлены на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление математических понятий.

Вводя малышей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы. В сказках числа тоже играют большую смысловую роль. Например, в сказке «Три медведя» присутствует цифра 3. Малыши выделяют те признаки, которые свойственны предметам - количество и размер (три кровати, три чашки, большая кровать, поменьше и самая маленькая кровать и т. д.).

Работа с малышами начинается с упражнений с выделением качественных свойств предметов (подбор и группировка предметов по заданным признакам). Так малыши начинают понимать, что разные предметы, которые обладают хотя бы одним общим признаком, можно объединить в одну группу. Например: «Отбери все красные кирпичи» и т. д. У них закрепляется умение пользоваться приёмами наложения и приложения. Малыши учатся устанавливать равенство и неравенство численностей множеств (столько, сколько, больше, меньше, поровну). Обращаясь к малышам с вопросом «Каких предметов больше (меньше)?», воспитатель помогает им соотнести предметы обеих групп один к одному (Один грибочек лишний, значит их больше, чем ёлочек. Одной ёлочки не хватает, значит их меньше, чем грибочков).

Малыши учатся выделять и называть признаки, общие только для предметов, входящих в данную подгруппу, и не являющиеся общими для всех предметов совокупности.

Например: много матрешек, но на нижней полоске-карточке больше матрешек, а на верхней - меньше и т. д.

Постепенно малыши самостоятельно выделяют группы одинаковых предметов и находят единичные предметы (один) и совокупности предметов (много) в окружающей обстановке.

Применяя разные упражнения, малыши определяют положение предметов по отношению друг к другу. (Слева на верхней полосе много ёлочек, на нижней полоске - одна ёлочка, мишек много, а матрёшка одна и т.д.

Работа с раздаточным материалом позволяет обеспечить формирование правильных навыков положения, брать игрушки правой рукой и раскладывать их в направлении слева направо.

Малыши этого возраста не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они выделяют словами «большой», «маленький». Поэтому занятия создают цель: научить малышей сравнивать предметы, отличающиеся только по одному признаку (по длине, по ширине, по высоте), и пользоваться словами для обозначения соотношений предметов по размерам: короче, одинаковые по длине, выше, ниже, одинаковые по высоте, шире, уже, одинаковые по ширине, толщине, тоньше, одинаковые (равные) по толщине.

Большое значение придаётся обучению малышей способом сравнения размеров: приложению или наложению. Для того чтобы малыш действовал осознанно, задаются вопросы:

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой брусок длиннее (короче)?

- Что ты делаешь?

- Как прикладываешь?

Сопоставление предметов контрастных размеров позволяет изучить малышей более расчленено воспринимать размеры предметов и давать им соответствующие определения (длиннее - короче, выше - ниже и т. д.). Также малыши знакомятся с равенством предметов по длине, ширине, высоте и используются выражением «одинаковые» (равные по длине, равные по ширине) в играх «Найди предмет такой же ширины (длины)».

Сведения о геометрических фигурах малыши получают в играх. Используются наборы шаров, строительные материалы, геометрическая мозаика и т. д. Играя с малышами, воспитатель употребляет правильное название геометрической фигуры. Используя карточки, на которых изображены 2-3 геометрические фигуры, малыши упражняются в обведении контуров, что даёт положительный результат в усвоении знаний о геометрических фигурах. В конце года они уже умеют находить среди разнообразных фигур круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.