ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ПО КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ
 

 

Занятие с детьми 4-5 лет по коррекции заикания

(подготовительный период)

   

 

ЦЕЛЬ: отрабатывать артикуляционные упражнения, упражнять в расслаблении мышц

шеи, плечевого пояса, конечностей, формировать диафрагмально-реберное

дыхание, развитие памяти и внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, специально подобранная музыка для релаксации, лото «Дикие и домашние животные»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1.        Организационная часть.

2.        Упражнение на расслабление.

3.        Артикуляционная гимнастика.

4.        Дыхательно-голосовые упражнения.

5.        Дидактическая игра лото «Дикие и домашние животные».

6.        Итог занятия и задание на дом.

 

ХОД

 

              I.     Вступительное слово логопеда, в котором создается установка готовности к занятию, внушение на положительный результат, создание положительного воздействия эмоционально – волевую сферу заикающегося ребенка.

           II.     Упражнения на расслабление (релаксация). Звучит специально подобранная музыка для психотерапевтических сеансов. Дается установка на общий покой, расслабление.

1.                      Руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросить вниз.

2.                      Правую руку медленно поднять в сторону – бросить, как плеть. То же с левой рукой

3.                      Правое плечо поднять к правому уху – бросить. То же для левого плеча.

4.                      Оба плеча поднять к ушам – бросить.

5.                      Голову уронить на грудь – медленно поднять; на правое плечо – медленно поднять. На левое плечо – медленно поднять

6.                      Туловище согнуть в поясе и бросить его вниз, руки повиснут, как плети, вдоль ног, повиснет голова -  медленно подняться.

Каждое упражнение повторяется 3 – 4 раза.

Напряжение улетело…

   И расслаблено все тело…

          Губы чуть приоткрываются…

        Все чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

          Быть расслабленным привык.

 

III. Артикуляционная гимнастика, перед зеркалом.

 

1.        Упражнение для губ. Губы вытянуты вперед, в трубочку – улыбнуться, показать все зубы. 4 – 5 раз.

2.        Рот широко открыть, кончик языка завести за нижние зубы, потом за верхние, положить в правый уголок рта, затем в левый. 5 раз.

3.        «Вкусное варенье»: рот широко открыть, кончиком языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю. Должно получиться круговое движение. Точно фиксировать кончик языка, следить, чтобы язык тянулся к губам, а не наоборот. 4 раза.

4.        «Причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижними зубами – верхнюю губу. 6 раз.

5.        « Угадай что спрятано?» - рот закрыт, кончиком языка чуть оттянуть наружу левую щеку, потом правую. 4 раза.

6.        Пение без голоса:  без голоса артикулируются звуки: а – о – у – и; у – и; у – и – у –а. 4 раза. Движение губ при этом четкие, резкие.

 

IV. Дыхательно-голосовые упражнения.

 

Цель: постановка диафрагмального дыхания. Словесная инструкция – снимаем напряжение с плеч и груди. Руки положить на нижние ребра. Вдохнуть спокойно и глубоко через нос, стараясь не поднимать грудь и плечи. Медленно выдохнуть через рот. Рука должна ощутить движение диафрагмы (между грудной клеткой и животом)

Беззвучно так подышать, варьируя вдох и выдох через нос и рот, рот и рот.

Затем выдохнуть через нос или через рот (немного приоткрытые губы – легкая улыбка), выдыхать и протяжно произносить гласные звуки: а--- вдох – о--- выдох – у---.

Гласные произносить спокойно, при  хорошей артикуляции, при средней громкости.

 

V.Дидактическая игра лото «Дикие и домашние животные» (дети выполняют задания молча, соблюдая режим молчания)

 

1.        Покажи такое же животное.

2.        Распределить по разным сторонам картинки с животными: дикие туда, где изображен лес, домашние туда, где изображен дом.

 

VI.Итог занятия: Отмечается положительная работа ребенка на занятии. Домашнее задание: отрабатывать перед зеркалом артикуляционные упражнения (по 5 раз каждое), тренировать речевое дыхание.

 

Наглядное пособие "Домашние животные в картинках"

Животные наших лесов, домашние животные и их детеныши

 

 

Сапронова Надежда Дмитриевна

учитель-логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

г. Щигры Курской области.