Консультация для воспитателей «Роль моторной деятельности в речевом развитии дошкольников с ОНР»
 

 

Консультация для воспитателей: «Роль моторной деятельности в речевом развитии дошкольников с ОНР» 

 

Представленная мною тема «Роль моторной деятельности  в речевом развитии дошкольников с ОНР» очень актуальна и своевременна, т.к. развитие двигательной сферы и тонкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка.

моторная деятельность

Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Свою работу в специальной (коррекционной) логопедической группе я начала с 2008года. Специфика моей работы для детей с общим недоразвитием речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостаточной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, характерологическими особенностями. У таких детей в старшем возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Словарь указанных детей ниже возрастной нормы. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание, употребление в речи сложных грамматических конструкций. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов, то есть так называемые «аграмматизмы». Другими словами, этот сложный речевой дефект – стойкое отставание в развитии всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. С каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. Любой речевой дефект оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, на его психическое, интеллектуальное и физическое развитие. Одним из основных направлением  коррекционно – развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи  является работа по развитию речевой и моторной деятельности.

Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Свою работу в специальной (коррекционной) логопедической группе я начала с 2008года. Специфика моей работы для детей с общим недоразвитием речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостаточной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, характерологическими особенностями. У таких детей в старшем возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Словарь указанных детей ниже возрастной нормы. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание, употребление в речи сложных грамматических конструкций. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов, то есть так называемые «аграмматизмы». Другими словами, этот сложный речевой дефект – стойкое отставание в развитии всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. С каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. Любой речевой дефект оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, на его психическое, интеллектуальное и физическое развитие. Одним из основных направлением  коррекционно – развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи  является работа по развитию речевой и моторной деятельности.

 Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует:

       формированию правильного произношения;

       избавлению от монотонности речи;

       нормализации темпа речи;

       соблюдению речевых пауз;

       снижению психического напряжению.

     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные, некоординированные движения пальцев, они с трудом самостоятельно одеваются, причесываются, действуют с мелкими предметами.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Они должны научиться хорошо ориентироваться на листе бумаги, у них должны быть развиты моторные навыки, но к сожалению, их подготовленность не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом. Самостоятельное письмо детей отличается бедным и неправильным построением предложений, пропусками некоторых членов предложений, у них быстро устает рука, не получается правильное написание букв и цифр, часто встречается «зеркальное» письмо, они не укладываются в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость ежедневных организаций игр и упражнений по развитию  моторной деятельности.

Чем выше уровень сформированности тонкой моторики, тем легче формируется у детей правильное звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе.

Поэтому необходимо систематически применять упражнения для воспитания разнообразных движений пальцев и кистей рук, такие как, всевозможные конструкторы, мозаики, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение, перекладывание предметов с одного определенного места на другое, вырезание из бумаги картинок по контуру и раскрашивание их, нанизывание бус, лепка из пластилина, изготовление поделок из природного и бросового материала, точное обведение контуров предмета, рисование предметов по проставленным точкам, штрихование, хорошо укрепляют мышцы рук сжимание резиновых предметов, и конечно же, специальные пальчиковые игры, театры.

При проведении пальчиковых игр, театральных представлений я обращаю внимание на точность и качество выполнение движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.  В результате такой целенаправленной работы у детей развивается и формируется речь, зрительно – моторная координация, текст и действия воспринимаются детьми как единое целое, а упражнения вызывают наибольший интерес. Следовательно, развивая пальчики ребенка, мы тем самым помогаем ему быстрее и успешнее овладеть речью. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.

 

 Существует тесная взаимосвязь между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляторной моторикой.

  Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков.    Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука. При отборе материала для артикуляционной гимнастики я соблюдаю определенную последовательность, иду от более простых упражнений к более сложным. Провожу их эмоционально, в игровой форме. Чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, ежедневно провожу с ними упражнения для губ и языка, такие как: «Трубочка», «Улыбка», «Заборчик», «Чашечка», «Лопаточка», «Иголочка» и др.

. Организую работу следующим образом:

       рассказываю о новом упражнении, используя игровые приемы;

       показываю его выполнение;

       упражнение выполняют все дети;

       проверяю правильность выполнения по подгруппам.

 

Дети с речевыми нарушениями не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, неплавное, выдох короткий. Это сказывается отрицательно на голосе и звукопроизношении. Детям трудно произносить длинные слова и фразы, поэтому я стараюсь уделять постоянное внимание развитию правильного, глубокого дыхания, которое создает благоприятные условия для развития речи и оздоровления детского организма, привлекая к этому и родителей. С целью нормализации тонуса каждое занятие начинаю с дыхательных и расслабляющих упражнений. Для произнесения свистящих и шипящих звуков необходимо научить ребенка сильному длительному выдоху, поэтому провожу с ними специальные упражнения, такие, как: «Загнать мяч в ворота», «Ветерок», «Загнать мяч подальше», «Отдых», «Чайка» и др. эти упражнения способствуют выработке необходимых движений языка и воздушной струи.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи.

Включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, двигательной активности и моторики артикуляционного аппарата на моих занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

    Такой подход позволяет:

       регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

       совершенствовать психологические процессы – внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью;

развивать общие движения, скорость, собранность.

 

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания,   мелкой и общей моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития речи детей дошкольного возраста.

Банку Джамиля Габдульхаковна

воспитатель логопедической группы

МБДОУ № 4 «Снегурочка» г.Салехард