Формирование элементарных математических представлений
 

 

Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Количество и счёт. Число и цифра 7.»

Образовательные задачи:

1.    Познакомить детей с числом 7.

2.    Упражнять в счёте в пределах 7.

3.    Познакомить детей с цифрой 7.

4.    Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 7.

5.    Упражнять в написании цифры 7.

Коррекционные задачи:

1.    Развивать навыки ориентировки на плоскости.

2.    Закреплять навыки дифференцировки по величине.

3.    Упражнять в различении оттенков.

Материал:

Картинки для ковролина с изображением козы, козлят, домика, медвежонка; наборы плоскостных геометрических фигур: зелёные квадраты, различающиеся по величине (7 штук), жёлтые круги, различающиеся оттенками жёлтого цвета, изображения цифр 6 и 7, различающиеся оттенками и величиной.

 

Ход деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на ковролин, на котором находятся: посередине – домик, справа и слева от него спрятались два козлёнка, в каждом из четырёх углов тоже спрятались козлята. На ковролине появляется коза.

Воспитатель: - Идёт коза и плачет, плачет и приговаривает:

                        Где же вы, мои козлятушки?

                        Где же вы, мои ребятушки?

                        Отыщитеся, отзовитеся!

                        Ваша мама пришла,

                        Дома вас не нашла!

- Что случилось? – спрашивают дети с воспитателем козу.

Коза рассказывает о том, что велела козлятушкам не открывать дверь никому. А тут пришёл волк, и козлята все попрятались с испугу. Целый день их коза искала и не нашла.

- Ребята, давайте поможем козе отыскать козляток.

Дети находят козлят на ковролине, называя при этом место их нахождения, например:

- Этот козлёнок спрятался в левом верхнем углу (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу), справа от домика, слева от домика, домик находится посередине.

По мере нахождения фигурки козлят появляются рядом с козой на ковролине.

- Давайте проверим, всех ли козлят нашли.

Дети пересчитывают козлят.

- Сколько козлят нашли? (6)

- Как называется сказка?

- Сколько козлят было в сказке?

- Если нашли 6 козлят, а было 7, сколько надо найти ещё? (1)

- Где же спрятался последний козлёнок?

- В правом верхнем углу под цветком.

- Сколько всего нашли козлят? (7)

- Какой по счёту козлёнок самый маленький?

Дети считают: 1-й, 2-й, … , 7-й.

Козлята научили детей игре «Считалочка».

Физкультминутка:

                        Раз – два – выше голова!

                        Три – четыре – руки шире!

                        Пять – шесть – тихо сесть!

                        За шестёркой будет семь –

                        Это ясно всем!

- Коза принесла козлятам капусту.

Воспитатель показывает детям зелёные квадраты, которые обозначают капусту.

- Первому козлёнку коза дала самую большую капусту, второму – поменьше, третьему – ещё меньше и т.д. Последнему, самому маленькому, досталась и капуста самая маленькая. Поможем козе раздать козлятам капусту.

Один ребёнок раскладывает квадраты по величине в порядке убывания, остальные проверяют.

- Прибежал мишка, принёс жёлтые мячики (круги), хочет подарить их козлятам.

Дети рассматривают круги.

- Чем отличаются круги друг от друга?

- Одни темнее, другие светлее.

- Помогите раздать мишке мячики козлятам, причём мишка хочет первому козленку дать самый тёмный мячик, второму – посветлее, третьему – ещё светлее и т.д.

Ребёнок раскладывает круги по цвету, от тёмного к светлому.

- Сколько козлят? (7)

- Сколько мячиков? (6)

- Что нужно сделать, чтобы каждому из семи козлят досталось по одному мячику?

- Добавить ещё один жёлтый кружок.

- Сколько теперь мячиков? (7)

- Число 7 обозначается цифрой 7.

Показ цифры 7.

- На что похожа цифра 7?

                        На крыше флаг. Смотрите все!

                        Ведь он похож на цифру семь!

Рядом с цифрой 7 появляется цифра 6.

- А это какая цифра? (6)

- Чем отличаются изображения цифр 6 и 7?

Дети сравнивают два изображения.

- А теперь обведите цифру 7 в тетрадях.

ОТКРЫТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

     

 

Киселёва Марина Николаевна
Воспитатель, высшая квалификационная категория
ГДОУ № 98, г.Санкт-Петербург