Занятие по ИЗО "Мы художники"
 

 

Дзюбо Тамара Александровна,

воспитатель I категории,

МАДОУ детский сад им. З. Биишевой

с. Мраково Кугарчинского района Республики Башкортостан

 

Введение

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности.

Известный педагог В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, ребёнок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он почувствует и чем тоньше  изумится, тем выше его чувство собственного достоинства. В сочетании с радостью творения добра для людей это познание себя через познание красивого вокруг себя – в цветке, в журавлином клине, в оттенке найденного на берегу реки камешка, в маковом разливе утренней зари, в тончайшем звучании слова, в прекрасном человеческом поступке. В этом сочетании, считал он, кроется настолько могучая сила воспитания, что воспитатель приобретает поистине волшебную способность переворачивать душу, выпрямлять её, если она согнулась под гнётом горя и несчастья. Власть воспитателя, как творца детской радости, как раз и заключается в том, чтобы открыть маленькому человеку дверь в мир прекрасного.

Наш детский сад им. З. Биишевой находится в с. Мраково Кугарчинского района и является образовательным учреждением общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением художественно-эстетического воспитания. Для решения задач нравственно-эстетического воспитания необходимо создать соответствующие условия, найти новые формы работы с детьми. Исходя из этого, мы решили создать в ДОУ такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось как бы фоном общевоспитательной работы. Чтобы ребёнок переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса и мог бы заниматься художественной деятельностью. Решением этих задач занимается, созданная по инициативе заведующей Сабитовой З. С., творческая группа из состава педагогов, которая работает над проблемой обогащения эстетической среды. Фойе, коридоры детского сада украшают работы педагогов, созданные из различных материалов. Проводятся выставки работ детей и воспитателей на различные темы. Наиболее интересны детям занятия по ИЗОдеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Хорошим помощником в подготовке этих занятий    является книга издательства  «Китап» им. З. Биишевой «Рисуем – фантазируя» Ф. З. Азнабаевой. Хотелось бы, чтобы в помощь воспитателям ДОУ это издательство выпустило пособие пол ознакомлению дошкольников с работами художников-классиков России и Башкортостана. Приходится по крупицам собирать материал, чтобы ознакомить дошкольников с жанром портрета, пейзажа, натюрморта. Предлагаю читателям журнала конспект одного из занятий, проведённых мной в подготовительной группе.

     

    «Мы художники»

     

    Цель:

    -       закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);

    -       расширять знания о портретном жанре на примере нескольких портретов, показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение), в дидактической игре «Портрет Незнайки» учить различать чувства и настроения по выражению лица, по мимике;

    -       активизировать словарь, учить подбирать синонимы;

    -       закреплять умение рисовать портрет (набросок) простым карандашом, а затем дорисовывать его, раскрашивать красками;

    -       формировать любовь к прекрасному, бережное отношение к произведениям искусства.

    Материал: репродукции известных художников (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, портрет сказочного героя Тюбика, несколько портретов Незнайки (в разном настроении), альбом, простой карандаш и принадлежности для рисования красками.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он?

    Мальчик в шляпе голубой

    Любопытный и смешной.

    Очень любит он мечтать,

    Сочинять и рисовать.

    Только ничего не знает

    Это маленький (Незнайка).

    На ширме появляется Незнайка.

    Незнайка: «Здравствуйте, ребята. Хорошо, что вы меня знаете. Наверное, читали обо мне. Помните, как я однажды хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не нравились. Вот я и пришёл к вам в детский сад, чтобы научиться рисовать. Ведь я так люблю искусство. Я даже стал картины собирать. У меня, их так много, что я решил пригласить вас в картинную галерею – сказочную страну искусства.

    Колокольчик, позвони!

    В мир искусства позови.

    На стене три группы картин.

    Незнайка: «Давайте посмотрим, какие картины висят справа. О чём они рассказывают? Верно, о природе. Как одним словом можно назвать картины о природе (Пейзаж)?

    Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите: какую ошибку совершил Незнайка? Верно, среди пейзажей оказался натюрморт. Давайте его снимем. Где можно расположить картину, которую мы сняли? Правильно. Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка здесь? Почему вы так думаете? Теперь подойдём к центральной стене. Что здесь мы видим (портреты)? Посмотрите внимательно. Чьи портреты вам знакомы? Каких знаменитых людей вы узнали? Верно – это портрет С. Я. Маршака, а это П. И. Чайковского. Они нарисованы простым графитным карандашом, это графика. Цветные картины пишут красками на холсте или бумаге. Незнайка просит найти портрет его друга Тюбика.

    Тюбик


    Художник Тюбик сам нарисовал себя.

    Воспитатель: как называется портрет самого автора, написанный им самим? Правильно, автопортрет. Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты.

    НезнайкаНезнайка

    НезнайкаНезнайка

    Как вы думаете, почему они такие разные? Да, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Каким Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо (грустное, печальное, весёлое, радостное, удивлённое, спокойное, злое, сердитое)?

    Физминутка

    Незнайка стать художником мечтал

    Поэтому он всюду рисовал.

    Ручкой на листе – вот так (показ)!

    Кистью на холсте – вот так (показ)!

    Карандашиком на парте – вот так (показ)!

    А мелками на асфальте – вот так (приседают)!

    Сапогами на снегу – вот так!

    (Руки на поясе, притоп)

    Коньками он чертил на льду – вот так!

    (Дети изображают движения конькобежца)

    На песочке прутиком – вот так (наклоны)!

    На дощечке гвоздиком – тук-тук (стучат кулачками)!

    Разводил в ведре извёстку (мешают руками),

    Потолок белил он щёткой (белят, руки вверху).

    Размешал он палкой краску,

    Кистью всё вокруг покрасил (поворачиваются).

    Хотя Незнайка не художник,

    Но маляр отличный всё же!

    Воспитатель: наш друг хочет познакомить вас с одной из самых знаменитых картин во всём мире. Она очень большая и нарисована красками на холсте. Создал её Леонардо да Винчи. Он назвал этот портрет «Джоконда» (Мона Лиза). Люди вот уже несколько веков любуются её нежной красотой. Считают, что улыбка у Джоконды загадочная, лукавая, очаровательная.

    Художники часто рисуют женщин, потому что они очень красивы. Как вы думаете, чья из ваших мам самая красивая? Правда, каждый человек считает, что его мама самая красивая. Человек, которого мы любим, кажется нам самым лучшим и красивым. Каждый из нас знает, что его мама добрая, нежная и самая красивая.

    Незнайка: давайте, ребята, нарисуем мам и устроим выставку их портретов.

    Воспитатель: посмотрите, как нужно расположить рисунок на листе и вспомните последовательность рисования портрета.

    Пошаговый рисунок Пошаговый рисунок Пошаговый рисунок

    Воспитатель: Думаю, что Незнайка запомнил, что рисунок (набросок) мы делаем не нажимая на карандаш: линии должны быть слабыми, еле заметными. Раскрасить портрет нам помогут краски.

    Дети рисуют портреты мам. Воспитатель их хвалит, при необходимости помогает.

     

     

    Рисунки детей

    Рисунки детей Рисунки детей

     

     

  

Рисунки детей

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Журнал «Дошкольное воспитание», № 3, 2005 г .

2.     Г. С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений), М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г .

3.     А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006 г .

4.     «1000 игр с карандашом», М.:, «Росмэн –Пресс», 2005 г .