Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий
 

 

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий ( Триз, мнемотаблицы, коллаж)  по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.

Задачи развивающих  мнемотаблиц:

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления;

- образование логических связок;

- перекодирование информации;

-правильное графическое воспроизводство.

Коллаж выполняет следующие задачи:

- закрепление различных методов запоминания;

- развитие фотографической памяти;

- расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать;

- развитие кругозора (так как вмещает различную информацию).

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач – теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач.

Цель использования ТРИЗ:

- развитие гибкости, подвижности и системности мышления;

- развитие у детей поисковой активности, стремления к новизне;

- развитие речи и творческого воображения.

 

Мнемотаблица 1 (информационная) «Тряпичная кукла – кувадка»

ТРИЗ

1)    с куклой – кувадкой играют дети,

2)    ее делают из лоскутков ткани,

3)    для изготовления куколки необходимы нитки,

4)    такую игрушку мастерили мамы для своих деток,

5)    картинка кукол-кувадок (большой и маленькой;  мамы и дочки),

6)    раньше таких куколок подвешивали над колыбелью малыша, что поднимало ему настроение и он не плакал,

7)    современные куклы,

8)    так называется эта самодельная тряпичная кукла,

9)    с такими куколками можно играть в « театр».

 

Мнемотаблица 2 (Коллаж ( информационный)  по теме: «Народные тряпичные куклы»)

Мнемотаблица

 

Примерный рассказ по теме.

Встретились девочки подружки вместе и решили пойти в театр. Но у них не оказалось красивых нарядных платьев. Они решили пойти на рынок и купить там все необходимое. Для шитья платья девочки выбрали себе красивую ткань, нитки, ленточки для украшения. Потом они посовещались и решили, что неплохо бы и шарфики подобрать себе. Но вот незадача, один из кусков ткани оказался дырявым. Им пришлось отправиться в ателье мод, чтобы им помогли заштопать лоскут материала. Там дизайнер одежды предложил им сшить изумительно красивые платья и помог подобрать шелковые шарфики. Наши девочки - подружки конечно же согласились. Когда нарядная одежда была готова, девочки отправились в театр на интересное кукольное представление.

Мнемотаблица 3. (Кукла – Бессоница)

мнемотаблица

1.Название куклы по слогам: «бес-со-ни-ца»;  2.Ребенок плачет без видимой причины и не может уснуть. 3.Мама, чтобы успокоить младенца, сворачивала из двух лоскутков ткани, размером с носовой платок, куклу-оберег. 4.Сделанная куколка – «Бессонница». 5.Мама клала куколку в колыбель малыша и… 6. Приговаривала: «Сонница – бессонница, 7. Не играй моим дитятком,а…8. Играй этой куколкой. 9. Малыш успокаивался и крепко, сладко засыпал.

Использование метода «Системный оператор»

триз

 

Ключ: в центре таблицы – «Зайчик – на – пальчик». Внизу – из чего состоит (лоскут ткани, нитки, ватка). Сверху – где может использоваться (в театральном кукольном представлении). Слева – прошлое (сказки с его участием). Справа – будущее (может стать артистом).

Варианты интерпретации могут быть разные.

Использование метода «Хорошо – плохо».

 

Народные тряпичные куклы.

триз

 

Чем хороши такие куклы?

(просты  в изготовлении; яркие красочные; минимум материала для поделки; можно делать самим детям с младшего возраста; не нужно тратиться на покупку новой куклы в магазине; можно играть с ней по-разному, придумывая каждый раз новый образ; в каждой самодельной куколке вложена частичка душевного тепла; можно не бояться ее испачкать, т.к. можно выстирать; и др.)

-Чем плохи такие куклы?

(современные производственные куклы красивее, имеют хорошо обозначенные части тела; таким куклам невозможно поменять одежду; нет прорисованного лица; нет фиксированного положения: сидеть или стоять; и др.)

Давайте преобразуем в новый предмет, чтобы получилась такая кукла, какую мы хотим иметь.

триз

Вспомните  название каждой куклы с помощью, расположенных в таблице, слов-картинок.

Ассоциативные ряды: рука-«Зайчик-на-пальчик», колокольчик – «Колокольчик», подарок-«Отдарок-на-подарок», голубь-«Пасхальная голубка», ложки- «Кукла на деревянной ложке», бабочка- «Бабочка».

 

Использование метода "Системный лифт"

триз

 

Разместите правильно картинки по этажам.

триз

 

Мнемотаблица 4

мнемотаблица

 

Закодированное слово: травница.

1,4,7 клетки – название куклы: «Травница».  2-собственно картинка самой куклы. 3- цифра 3 обозначает три слога  в этом слове и имеет три гласных звука.  5- цифра 8  указывает на то,  сколько букв в этом слове.  6- картинка, название которой начинается на второй слог.  8- картинка, название которой начинается на первый слог.  9- подбор картинки на третий слог.

 

Гребенева Любовь Владимировна,

воспитатель 1 категории, ГБДОУ детский сад № 4

Красносельский район, г. Санкт-Петербург.