Образовательная область: Познание. Математическое развитие. Тема: В поиске сокровищ
 

 

Образовательная область: Познание

Математическое развитие

Тема: В поиске сокровищ

 

цель: * Совершенствовать навыки  количественного  (прямой и обратный) и        порядкового счета в пределах 10.

*Закреплять знание алгоритма решения задачи и на наглядной основе решать простую арифметическую задачу, примеры;  пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,  -, =).

*Упражнять в умении составлять числа первого пятка из двух меньших.

*Углублять и закреплять временные представления о днях недели.

*Закреплять знания о геометрических фигурах в соответствии с возрас-

том.

           *Отрабатывать навыки ориентировки на плоскости и на листе бумаги.

           *Автоматизировать умение определять место того или иного числа в числовом ряду по его отношению к предыдущему и последующему числу.

*Развивать сообразительность, логическое мышление, память путём решения логических задач, загадок.

 

образовательная область «Здоровье»

цель: учить детей выполнять упражнения для профилактики слуха, укреплять кисти рук и фаланги пальцев.

образовательная область «Труд»

цель: учить детей доводить начатое дело до конца.

образовательная область « Коммуникация»

цель: упражнять детей в составлении предложений; в правильном согласовании прилагательных с существительными.

Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»

цель: пополнить литературный багаж стихами, загадками.

образовательная область « Социализация»

цель: воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность;  умение выполнять коллективные действия;

образовательная область «Музыка»

цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при воспроизведении музыки яркого характера.

Образовательная область « Художественное творчество»

*закреплять умение изготавливать цилиндр из бумаги (путём накручивания на карандаш) по памяти.

Формы работы:

-игровой момент: появление капитана Врунгеля

-игровое упражнение: «Отвечай быстро»

-игра: «Соедини по точкам» ( корабль)

-игровой массаж: «Поиграем с ушками»

- беседа о море

-просмотр материала (фильм о морском дне)

-использование художественного слова (загадки о крабе, скате)

-дидактическая игра: « Сколько слогов в слове »

-ребус» «Угадай, кто спрятался на картинке» (клоун)

-самомассаж тела: «Черепаха»

-игровой момент (прослушивание задания осьминога)

-решение логических задач (перфокарты)

-решение арифметических задач

- дидактическое упражнение: «Обратный счет»

-дидактическая игра: « Назови соседей числа»

-матросский танец (подгруппа мальчиков)

-игра на развитие логического мышления: «Дни недели»

-игра на внимание: «Лишь скажу я цифру 5…»

-лабиринт (самостоятельная работа: решение примеров)

-релаксация «Отдых на берегу»

-игра - упражнение: «Состав числа 5»

-пальчиковая гимнастика: «Капитан»

-Графический диктант

-самооценка

Материал и оборудование: оформление стены (корабль, батискаф, морское дно – краб, черепаха, скат, осьминог); маркер;  схемы деление слов на слоги, картинки - рыба, вода(море),                       ,картинки - краб, лодка, окунь, удочка, ныряльщик-рыба-клоун;

  перфокарты,  картинки морских звёзд(4); озеро (рыбы, удочки); лабиринты, простой карандаш, пластмассовая бутылка; следы с цифрами, цифра 5;  сундук, ключи, бумага в клеточку, скамейка, ТСО.

Музыка:

*музыка для капитана Врунгеля (вход).

*музыка ветра

*музыка для опускания батискафа

*музыка для всплытия батискафа

*матросский танец

*музыка волн

*музыка для релаксации

*музыка для открытия сундука

*музыка моря

*песня – Разноцветная планета

Ход путешествия:

Под музыку  входит капитан Врунгель.

Здравствуйте, ребята! Я, капитан корабля «Победа»,  набираю команду для поиска сокровищ пиратов. Приглашаю  вас отправиться со мной. Вы согласны быть моими  матросами?

( Конечно,  мы  согласны.  Мы согласны.  Нам  хочется отправиться с вами в путешествие.)

А как вы думаете, какие матросы?

( матросы быстрые, ловкие, выносливые, храбрые, смелые, отважные,…….)

Вот такие мне матросы и нужны.

Задание 1: игра: « Отвечай быстро»

1) Головной убор моряков. (Бескозырка.)

2) Полосатая одежда моряков (Тельняшка.)

3)  Кто  обед всем готовит? (кок)

4) Любимый танец моряков. (Яблочко, матросский )

5) Подводная мина (Торпеда)

6) От чего утка плавает? (От берега.)

Капитан

Немного тех, кто в море побывал,

Ведь море любит сильных  и отважных.

А морякам, кто испытал девятый вал.

На суше ничего уже не страшно.

И вам, друзья, сегодня предстоит

Преодолеть большие испытания.

Конечно же, сильнейший победит.

Сильнейший в ловкости, смекалке, знаниях!

Задание 2 игра «Соедини по точкам»

Точки вы соедините,

В наш корабль превратите.

Дети соединяют точки с цифрами  и получается корабль (на стене плакат, дети соединяют цифры и получается корабль)

Так как же называется мой корабль?  (….беда).

Как  ….беда? Что случилось?

( дети находят буквы)

А сейчас прочитайте. ( Победа)

Занимайте места на нашем корабле. Полный вперед. Поднять якорь. Право руля.

Как быстро испортилась погода. Какой  сильный ветер (музыка ветра). А чтобы защитить себя от простудных заболеваний, надо провести массаж волшебных точек наших ушей. (Проводится игровой массаж.)

Игровой массаж по А.Уманской  и  К. Динейки

«Поиграем с ушками».

Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди  и скорее покажи.

Ловко с ними мы играем,  вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались.

А потом, а потом,  покрутили козелком.

Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Капитан

Мы уже в пути. Посмотрите, как красиво вокруг. Как блестит море, белыми барашками пробегают ласковые волны.

- Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?

(красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное,  …)

Дети: 1 Море бывает разным,

Черным бывает и красным.

Бывает море веселым,

Чаще бывает соленым.

2   А  я люблю синее море

С ласковой, нежной волною.

Люблю, как рыба, плескаться,

Плавать, нырять, кувыркаться.

- А ещё оно манящее. Оно манит нас к себе.

Капитан

Дети, у вас есть желание отправиться в подводное царство?

Надо решить, на чем можно опуститься на дно морское (ответ детей)

Путешествие может быть опасным. Но мы не испугаемся, и все вместе будем погружаться на дно морское,  на батискафе.

Посмотрите, на что похож батискаф? (круг)

(музыка- батискаф опускается, огоньки мигают на батискафе )

Раз, два, три – все замрём,

В мир подводный попадём.

А теперь мы посидим

И на дно  морское  поглядим.

Просмотр материала

( фильм о морском дне).

(открывается морское дно)

Капитан  - Ребята, кто живёт в море?

Ребёнок: Можно я загадаю загадку о морском обитателе.

Он в панцирь оделся и ринулся в бой,

Клещи  держа над своей головой.

В доспехах  тяжёл,

Но даны ему в дар

Сильных и быстрых

Ножек пять пар…. (краб)

(записать слова краба на магнитофон)

Задание 3-Д/и «Сколько слогов в слове»

 Краб:  «Мне сказал тут однажды, знакомый дельфин,

Что в названье моём стоит слог лишь один.

Я прошу вас, ребята, вы меня научите,

И названья картинок по слогам поделите».

- Ребята, давайте научим краба делить слова на слоги?

(дети по очереди берут картинки, определяют количество слогов в слове )

Взаимооценка: проверка другими детьми.

Ребёнок

Он плоский и широкий,

Ударить может током.

Ершу и камбале он брат,

Электрический он …(скат)

Капитан – скат прислал вам тоже задание.

Задание4-Ребус «Угадай, кто спрятался на картинке?»

Назовите первый звук в каждом слове и скажите, кто спрятался на картинке?

КРАБ – ЛОДКА - ОКУНЬ – УДОЧКА -НЫРЯЛЬЩИК( КЛОУН)

- Правильно, ребята, Немо из породы  рыба-клоун. Они названы так, благодаря своей весёлой, яркой окраске.

Капитан - А кто ещё живёт в море?

В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются Моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту.

Самомассаж тела «Черепаха»

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь.

Черепаха Рура

В озеро нырнула,

С вечера нырнула

И пропала «Эй..

Черепаха Рура

Выгляни скорей»

Игровой момент «Прослушивание задания осьминога

( голос осьминога )

 Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот и весь я - … (осьминог).

- Из каких геометрических фигур состоит осьминог?

А какие геометрические фигуры вы ещё знаете?

Почему его назвали осьминогом?

Чем они питаются?

Меняет ли окраску осьминог?

Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Задание 5- Решение логических задач (перфокарты)

Эй, матросы, не зевайте,

Дружно вместе сосчитайте!

Осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие?

Семь.

Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов?

Четыре.

Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать?

Восемь.

 Взаимопроверка: дети проверяют задания друг у друга.

Решение арифметических задач

Осьминог несет своим  детям  в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – одну. Сколько звезд он нес в подарок?

(ребёнок решает задачу на мольберте)

Повтори условие задачи, вопрос. (ребёнок решает задачу и говорит ответ)

Ответ: Пять звёзд принёс осьминог в подарок.

- А что растёт в море?

( Растут красивые морские водоросли. Они идут приготовление лекарств. Из морской капусты получают йод. Морским горохом кормят скот. В море водоросли служат пищей для рыб и морских животных. Из морской травы можно делать бумагу и тем самым сохранять леса. Из стеблей водорослей можно делать нитки и ткать ткани.)

Капитан – Ну, что дети, пора возвращаться.

Давайте  сосчитаем от 10 до 1. и мы окажемся на поверхности.

Задание 6- игровое упражнение: «Обратный счёт»

(музыка всплытия)

Капитан – Наше путешествие продолжается.

Вот мы и добрались с вами до острова.

( выходят с корабля, перед нами озеро)

В голубой водице

Плывёт рыбок вереница

Чешуёй златой сверкая

Кружится, играет стая.

Игра-задание 7- Д/и «Назови соседей числа»

Команду вы не подводите,

Числа соседей назовите.

(А где мы будем хранить пойманную рыбу? Как нам быть? (засушим). Надо нам её рассортировать по величине: в правый верхний угол – большую, в левый верхний угол – маленькую, в левый нижний угол – среднею.)

Привал

Мы на славу потрудились

Отдохнуть пришла пора

Моряки народ весёлый

Не скучают никогда

Матросский танец

Капитан - Много приключений было у меня

И недавно и давным-давно

Помогите вспомнить мне, друзья,

Что, когда произошло.

задание 8 Игра на развитие логического мышления «Дни недели»

«На следующий день после отплытия, команда встретила семью дельфинов». Ребята, какой это был день недели, если я  отправился  в путь в четверг?

( пятница.)

«Первые 3 дня пути стояла хорошая погода, море было спокойным, на 4-й ветер усилился и начался шторм». В какой день недели начался шторм?

( шторм начался в воскресенье.)

правильно.

«Корабельный повар – кок хотел побаловать команду замечательным борщом в воскресенье, но потом решил это сделать на 1 день раньше». Когда команда отведала борщ?

( в субботу.)

Молодцы, мои друзья

Отвечали замечательно

А сейчас хочу проверить я

Кто из вас внимательный

Игра на внимание «Лишь скажу я цифру 5»

Лишь скажу я цифру 5  — приз немедленно бери.

«Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек мелких увидали, и не одну, а целых семь". Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок — другой, а лучше 10". "Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш! " Однажды поезд на вокзале мне 5 часов  пришлось прождать…» (если не успевают взять приз, его забирает ведущий). " Ну что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать".

А что вам напоминает цифра 5? Где вы её встречали? ( ……..д/с 5)

Задание 9- лабиринт (самостоятельная работа-Решение примеров  на  +,-)

А сейчас опасность  впереди

Чудо - лабиринты на пути

Нам решить примеры нужно

И дорогу к выходу найти

Лабиринт (провести дорожку к примерам с ответом 5)

Капитан - Наш детский сад о нас  волнуется. Как бы нам отправить о себе весточку? ( ДАВАЙТЕ ОТПРАВИМ НАШИ ЛАБИРИНТЫ) Вот бы увидели наши лабиринты и поняли, что с нами всё в порядке. Но в бутылку войдут только те лабиринты, которые выполнены правильно.

Ребёнок:  Есть почта не простая

Называется морская

Письма мчатся не в конверте

А в бутылке по волне

Лучше почты нет поверьте

Если кто-то вдалеке

 Но в бутылку войдут только те лабиринты, которые выполнены правильно.

(самостоятельная работа детей)

(Все лабиринты сворачиваем трубочкой, кладем в бутылку и её  бросаем в море.)

(Звучит музыка волн, мы опускаем бутылку. А теперь давайте отдохнём.)

Релаксация    "Отдых на ночном берегу моря".

Дети   ложатся на коврик.

Воспитатель. (говорит тихо спокойно, с паузами, дети шепотом говорят о своих ощущениях)

Вот он, тёплый ещё неостывший от дневного солнца песок.

Вы. Чувствуете его тепло всем телом.

Слышите мягкий шелест волн.

Это приятный шум волн.

Свет луны рассеянный сквозь ночные облака.

Вы чувствуете, как ночной бриз, ветерок,

Мягко и нежно касается вашего лица, рук, тела.

Воздух наполнен ароматами морской воды.

Вы чувствуете этот запах.

Как хорошо, как спокойно.

А вот и первые лучи солнца прорезали тёмное небо ночи.

Послышался крик чаек, подул утренний свежий ветерок.

День наступает.

И вся, и всё просыпается.

(Дети встают. Музыка стихает).

( с сундука убирается ткань.)

Капитан-  Мы- кажется добрались до сокровищ.

задание 10-Игровое упражнение: Состав числа 5»

Надо найти пары чисел, которые образуют число 5( следы)

(Подошли к сундуку, он не открывается.Подбираем ключи. Они не подходят, что делать? (самим изготовить, А тут есть подсказка---

Взаимопроверка: проверяют правильно ли выполнено задание.

Задание 11-Графический диктант

 Пальчиковая гимнастика     КАПИТАН

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

 

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

(Звучит музыка, сундук открывается, в котором лежат старинные украшения, «жемчуг»,  камни.)

Какой тяжелый сундук! А в нем полно разных монет! Сокровища найдены!

Самооценка:

Кто считает, что он:

-отвечал уверенно, выполнял все задания правильно, то возьмет себе на память  зеленый камень;

-затруднялся, что- то не знал,  перепутал возьмёт  жёлтый камень;

-ещё многое не знает и ему ещё надо учиться и учиться, возьмёт себе красный камень.

Что мы будем делать с сундуком? (оставим, может быть ещё кто - нибудь ещё отправится в путешествие за сокровищами)

Сколько чудесного можно узнать,

Если уметь вычитать, умножать,

Складывать, сравнивать, строить, делить.

Всем с математикой нужно дружить.

Знаю, что эта наука сложна,

Но в жизни вам, дети, поможет она!

Не теряя ни минуты, отправляемся в обратный путь. Занимайте места. (Звучит фонограмма шума моря).

Дети поют песню про море-1 куплет

Капитан- А вот и родные берега. Бросаем якорь. (дети помогают и опускают свои якоря).  Якорь-это символ надёжности, стабильности и постоянства, а вы их изготовили сами. Подарите якорь нашим гостям.

Вот и подошло к концу наше путешествие, а я ведь тоже взял себе на память золотые монетки и  хочу с вами поделиться.

(Капитан Врунгель раздаёт «золотые монеты» и уходит)

 

Чинова Валентина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории ,МАДОУ детский сад№5 ЗАТО г.МежгорьереспубликиБашкортостан