Занятие по познанию ( целостная картина мира) в подготовительной группе на тему "Воздух и его свойства"
 

 

 

    Занятие по познанию ( целостная картина мира) в подготовительной группе на тему

    » Воздух и его свойства»

     

    Задачи:

    1. Уточнить представление детей о живой и неживой природе, классификации животного мира.( звери, птицы, насекомые, земноводные)

     2. Дать детям представления о воздухе, его роли в                  окружающем мире.

    3. Объяснить на основании проведённых наблюдений в ходе опытнической деятельности некоторые свойства воздуха ( невидим, не имеет запаха, может двигаться, лёгкий и т.д.

    4. Развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое     внимание, наблюдательность, активизировать речь.

     

    Материалы и оборудование: игрушка Карлсон, картинки с изображением живой и неживой природы, стаканы, трубочки, вода, бумага, , чеснок, корка апельсина, воздушные шарики, схемы

    Ход образовательной деятельности:  

    1. Организационный момент.

    Повторение ( Живая и неживая природа)

    Воспитатель: ребята, к нам в гости прилетел Карлсон. Карлсон, а почему ты такой грустный, что случилось? ( шепчет на ухо). А, понятно! Ребята, Карлсон не может справиться с заданием.  Он перепутал все картинки и никак не может понять , какие относятся к природе, а какие – нет. Давайте поможем ему!

    Беседа по вопросам:

    - Что такое природа?

    - Что такое неприрода?

             - А какой бывает природа?

             - Что относится к живой природе?

             - Что относится к неживой природе?

    Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая ( живая или неживая). Если неприрода, то почему так думают( потому что сделано руками человека).Вы хорошо справились с заданием.

    2. Задание: расселить животных в домики. Почему вы расселили в разные домики. Какие признаки вы использовали? ( дети выполняют работу самостоятельно)

     

    2. Изучение нового материла  

    Воспитатель: ребята, а без чего не смогут прожить животные, люди, растения? ( без воздуха, воды, еды и т.д.)

    Сегодня мы поговорим о воздухе, который окружает нашу Землю. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? ( нет невидим.) Значит, какой воздух ( бесцветный, невидимый).

    Опыт: Возьмите лист бумаги и помашите перед собой. Что вы чувствуете? ( ветерок дует) Ребята, что это за ветерок ( это воздух движется). А что выходит из шарика, когда мы его сдуваем? (воздух)

    Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Вот Карлсон говорит, что есть. Он всегда чувствует, когда пахнет вареньем.

    Опыт: А прав ли Карлсон, мы сейчас посмотрим. Возьмите корку апельсина , помните её. Что вы чувствуете? ( пахнет апельсином) как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? ( апельсин. Корка) Воспитатель отходит подальше и давит дольку чеснока? А сейчас , чем пахнет? А как запах дошёл до вас? ( по воздуху) Так воздух имеет запах? (нет). Как же мы чувствуем запахи? ( они передвигаются воздухом, а мы его чувствуем).

    Воспитатель: Как вы думаете: есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим.

    Опыт: Возьмите трубочку, опустите её в стакан и подуйте.Что же происходит? ( пузырьки появились). Откуда они взялись? ( мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками) . Значит, внутри нас тоже есть воздух? ( да)  

    Проводится физкультминутка «Ветерок»

    Дует ветер с высоты,

    Гнуться травы и цветы ( руки вверх, наклоны)

    Вправо-влево, вправо-влево ( руки на пояс, наклоны)

    Клонятся цветы и травы

    А теперь давайте вместе

    Все попрыгаем на месте ( прыжки на обеих ногах)

    Переходим все на шаг ( ходьба на месте)

    Вот и кончилась игра,

    Заниматься нам пора.

     

    Опыт: Возьмите маленькие стаканчики. В них что- нибудь есть? ( ничего нет, они пустые) Переверните стаканчики вверх дном с листочком бумаги и опустите их в большие стаканы с водой.  Листочек намокнет или останется сухим? Почему листочек остался сухим? Почему вода не попала в стаканчик? Что её не пускает? _( Это воздух не да воде намочить листочек)

    А вот в этой бутылочке что-то есть или она пустая? В ней воздух? Убедимся в этом, опуская бутылочку в воду. Что происходит? ( из неё выходит воздух в виде пузырьков.

    Опыт: Как вы думаете, а что тяжелее вода или воздух? Как это проверить. Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? ( он не тонет) . Почему? ( потому что воздух легче воды). А почему не тонут пузырьки в аквариуме?( воздух легче воды) А где использует человек это свойство воздуха?

     

    Воспитатель :ребята, а почему человек , животные не могут существовать без воздуха?

    Как вы думаете, а  Карлсон сможет летать, если не будет воздуха? Почему? ( пропеллер разгоняет воздух, поэтому он летает).

     

    Итог: Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Итак, воздух находится везде. Он бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, а только передаёт чужие запахи. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – ветер. Воздух легче воды. Он нужен людям, животным и растениям. Чтобы быть здоровыми, необходимо дышать чистым воздухом, проветривать помещения, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу.