Конспект интегрированного занятия «Капустанька» для детей подготовительной к школе группы
 

 

    Конспект  интегрированного  занятия  «Капустанька» 

    для  детей   подготовительной  к  школе  группы

     

     

    Программное содержание:

     -  формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого на основе активного, самостоятельного и творческого использования его элементов (пословицы, поговорки, загадки, считалки, песни, частушки и т. д.) в музыкальной, познавательной, речевой, игровой и изобразительной деятельности.

     

     В музыкальной деятельности:

    -       познакомить детей с русской народной песней « В огороде бел козёл»;

    -       учить правильно и ритмично прохлопывать ритмический рисунок мелодии этой песни, проигрывать его на ударных музыкальных инструментах индивидуально, небольшими группами и в общем оркестре;

    -       продолжать учить детей петь а капелла;

    -       развивать умение петь выразительно, слаженно, лёгким звуком, без напряжения, чисто интонируя;

    -       закреплять умение правильно брать дыхание - тихо, бесшумно;

    -       совершенствовать навыки детей легко и свободно выполнять простой хороводный шаг друг за другом, ступая с носочка, и различные перестроения - орнаменты хоровода -  «завивание капустки», «выворачивание рукава», « змейка»;

    -        способствовать развитию музыкальных способностей детей - певческих, ритмических, двигательных;

    -        воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, его истории.

     

    В познавательной и речевой деятельности:

    -        продолжать знакомить детей с обычаями и традициями своего народа: рубка капусты и заготовка её на зиму - одна из важных осенних работ у деревенских женщин;

    -                   углублять представления детей об овощах - разных видах капусты и использовании их в пищу;

    -                   совершенствовать умение составлять описательные рассказы о капусте; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.

     

    В изобразительной деятельности:

    -       закреплять умение детей рисовать кочан капусты по представлению;

    -       упражнять в вырезывании изображения по контуру;

    -  воспитывать стремление действовать согласованно.

     

    Материалы и оборудование:

    -                     зал украшен декорацией русской избы, павло - посадскими платками и полотенцами;

    -                     капуста разных сортов - белокочанная, краснокочанная, цветная, декоративная;

    -                     иллюстрация к песне « В огороде бел козёл»;

    -          ударные музыкальные инструменты: трещотки, бубны, деревянные ложки, рубель,    молоточки, колокольчики;

    -         тонированная бумага, фломастеры, ножницы, подставки под ножницы;

    -         картонная заготовка в форме грядки;

    -         мольберты;

    -         тазики с капустой, морковью; тёрки, капустные ножи.

     

    Предварительная работа:

    -       разучивание песен, частушек, хороводов, русских народных игр;

    -       знакомство с пословицами, поговорками, загадками, разучивание стихотворений;

    -       рисование овощей с натуры и по представлению.

     

     

     

    Ход занятия

    Дети и взрослые в народных костюмах. В зале звучат русские народные мелодии. Входят дети, свободно располагаются по залу.

     

    Муз. рук. Ребята, какое сейчас время года? Вы знаете попевку про осень. Давайте споём её.

     

    Пение попевки « Осень, осень в гости просим»

     

    Дети садятся.

    Вед. Осенью поспевают разные овощи. Какие? (ответы детей) Правильно, поспевает морковь и. репка, лук и чеснок, свёкла и кабачки. А эта загадка про какой овощ?

    Про меня вы знаете загадки - сто одёжек надеваю я.

    В огороде в них сижу на грядке, щи и борщ не сваришь без меня.

    Вы угадали правильно! Это капуста.

    Капуста - это самый любимый овощ на Руси, недаром её величают « первой барыней на деревне».В честь неё слагали пословицы и поговорки, даже праздники устраивали, которые называли - капустниками. Вот и мы с вами собрались на капустник. На капустинских весельях пели, плясали, играли. Девицы одевали самые лучшие свои наряды, старались показать себя трудолюбивыми в работе, ловкими в игре да статными в хороводе. А молодцы в эти дни выбирали себе невест. Ну- ка, девицы, покажите себя в хороводе!

     

    Девочки ведут хоровод «Уж мы вьём капустаньку» РНП

     

    Муз. рук. Ай, да красны девицы! Настоящие лебёдушки! (девочки садятся).

    Ребята! Все вы кушали капусту. А какая она на вкус? (ответы детей) А как вы думаете, кто ещё, кроме людей, любит полакомиться капусткой? (ответы детей) Хочу я вам сегодня спеть про такого козла новую песню. Называется она «В огороде бел козёл». Как вы думаете, что обозначает слово «бел»? (ответы детей). Да, правильно, значит, песня будет про козла с белой шерстью.

    Слушайте меня внимательно, да думайте старательно, потому что потом мы с вами поговорим, о чём же эта песня и какая она по характеру?

     

    Слушание РНП« В огороде бел козёл» в исполнении муз.руководителя

    -       О чём эта песня?

    -       Что случилось в огороде?

    -       Почему девушка отвела козла на базар?

    -       На что она его променяла?

    -       Как вы думаете, что мы можем сказать о песне, какая она по своему характеру?

    Да, ребята, правильно вы сказали, песня весёлая, задорная. А ещё можно сказать, что она ритмичная. Она вам понравилась? А давайте сыграем эту мелодию в оркестре на инструментах. Только сначала устроим оркестр из ваших ладошек - прохлопаем мелодию этой песни.

     

    Молодцы, у вас хорошо получилось. А теперь сыграем на инструментах (дети берут инструменты) Будьте внимательны, следите за моей рукой, я буду дирижёром. Какое веселье да без оркестра!

     

    Оркестр инструментов исполняет мелодию РНП« В огороде бел козёл»

     

    Вед. А теперь давайте вспомним, как выглядит кочан капусты. А поможет нам в
    этом...........

    Реб. Вот кочан капусты. Он большой, круглый и похож на голову. У него светло - зелёные листочки, а внутри сладкая кочерыжка. Капуста очень вкусная, в ней много витаминов. Она называется белокочанная капуста.

    Вед. У белокочанной капусты есть родная сестра. О ней нам расскажет ....

    Реб. Краснокочанная капуста - родная сестра белокочанной. Её кочаны очень плотные, а листочки красно - фиолетового цвета. В ней больше витамина С, она вкусней и лучше хранится, чем белокочанная.

    Вед. У белокочанной и краснокочанной капусты мы едим листья, но есть очень
    необычная капуста. О ней нам расскажет...................................

    Реб. Это капуста цветная. У неё вместо листьев цветочки, которые мы едим. Эти цветочки очень нежные на вкус, в них много разных витаминов. Особенно вкусно есть цветную капусту со сметаной.

    Вед. А это красивое растение тоже капуста, только необычная, декоративная. Её тоже можно есть, но эту, похожую на цветок капусту, люди выращивают для красоты. Наша капуста с зелёными и сиреневыми листочками, а бывает декоративная капуста с жёлтыми и розовыми листочками.

    Муз. рук. На капустниках обязательно водили особые хороводы - « завивали капустку». Ребята, давайте, и мы будем « капустку завивать», да заодно и поиграем.

     

    Хоровод «Вью я капустаньку»

     

    Вед. Раньше капуста была главным продуктом на столе. О народной любви к капусте говорят многочисленные пословицы да поговорки. Давайте вспомним их. Кто про капусту пословицы да поговорки знает, пусть говорит да не зевает.

    Поговорки

                                             Хлеб да капуста лихого не допустят.

                                             Без картошки, хлеба да капусты - какая еда.

                                             Ел, ел капусту, а в брюхе всё пусто.

                                             Ни один рот без капусты не живёт!

                                             Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой.

                                             Без капусты щи не густы.

                                             Щи всему голова.

                                             Щи капустою богаты, а солью вкусны.

                                             Ешь щи, будет шея бела, а голова кудревата.

     

    Вед. Молодцы! А загадки о капусте знаете?

     

    Загадки

                                             100 одёжек и все без застёжек.

                                             Стоит Антошка низок, на нём 77 ризок.

                                             Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.

                                             Стоит Филат, на нём 100 лат.

                                             Был ребёнок - не знал пелёнок, стал стариком - 100 пелёнок на нём.

                                             Заплата на заплате, а иглы не бывало.

    Вед. Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете много загадок о капусте. Но, по - моему, вы ещё и частушки про капусту петь умеете.

     

                               Частушки

    Муз. рук. А теперь пора и в игру поиграть! Свою ловкость показать!

     

                             Игра « Колышки»

    Водящего для игры выбирают считалкой, которую поют все дети.

     

    Считалка «Трынцы - брынцы, бубенцы»

    Вед. Ребята, собирают капусту с первыми заморозками. Недаром говорится, что
    «капуста последняя из огорода уходит». Но как сохранить урожай на всю зиму,
    чтобы капуста осталась вкусной и полезной? Русские люди придумали её
    заквашивать, и получилась квашеная капуста. О том, как правильно квасить капусту
    знает................... и он нам сейчас расскажет рецепт приготовления такой капусты.

    Реб.                       Чищу, режу я капусту, а потом морковку тру.

    Посолю её немножко и в бочонок уложу.

    Мама палочки положит, папа будет прессовать,

    А когда она забродит, станем палкой протыкать.

    Пару дней она бродила - надо в погреб выносить,

    А не то её придётся козам всю потом скормить.

    Вед. Ребята, а у меня есть кумушки - подруженьки, которые умеют рубить и квасить капусту. Я их сейчас позову.

    У ж вы, кумушки, подруженьки мои,

    Вы придите поработать у меня.

    Пособите мне капусту порубить,

    Помогите - ка её мне усолить!

     

    Под весёлую музыку входят кумушки

    Кумушки. Здравствуйте, ребята! Вот пришли вам пособить да капусту порубить. Сейчас наденем фартуки, чтоб наряды свои не испачкать, да за работу примемся.

     

    1-я кумушка        Вот капуста и поспела,

     

    2-я кумушка        Принимаемся за дело:

                     Будем квасить и солить,

                                   Чтоб зимой с припасом жить.

    Рубка капусты

    Муз.рук.  Ребята, давайте поможем кумушкам (дети встают со стульчиков).

     

    Пальчиковая игра « Капуста»

     

    Тук!Тук!Тук!Тук!                 

    Раздаётся в доме стук.

    Мы капусту нарубили,

    Перетёрли,

     

    Посолили                                                                             

    И набили плотно в кадку.                                                                  

    Всё теперь нас в порядке!        

     

    А пока капуста квасится можно ещё поиграть!

     

    Ритмично ударяют ребром одной ладони по другой ладони, чередуя руки.

     

     

    Совершают хватательные движения двумя руками.

    Указательный и средний пальцы трут о большой.

    Шлепают одной ладонью по другой ладони.

    Встряхивают руками.

                      

    Игра «Капуста»

    1-я  кум.   Вы наигрались, и мы свою работу закончили.

    Вед. Спасибо вам, подруженьки, за помощь.

    Кум. Пожалуйста, мы всегда помочь рады. Только жаль, что капустки у нас маловато получилось, на всю долгую зиму не хватит. Она ведь такая полезная, витаминная.

    2  - кум.     Что же делать? Как же быть?

                           Где капусты раздобыть?

    Вед. Ребята, а как мы с вами сможем помочь кумушкам - голубушкам?(ответы детей) Много вы всего придумали. Давайте нарисуем кочаны капусты, вырежем их да на грядку «посадим». Они денёчек - другой посидят на грядке, и отдадим мы их кумушкам на засолку.

    Дети садятся за столы.

    Кум. Рисуйте кочаны круглые да крупные, их рубить будет удобнее, да и капустка из них вкуснее засолится.

     

    Дети рисуют фломастером капусту на тонированной бумаге,

    вырезают изображение по контуру и «сажают» на грядку.

     

    Воспитатель уточняет пропорции рисунка, обращает внимание на плавность линий при рисовании листьев капусты, напоминает о том, что вырезывать надо точно по линии контура, поощряет детей.

    Кумушки хвалят детей.

    Кумушки.    Мы уходим, но ещё вернёмся, у нас для вас есть сюрприз.

    Муз. рук.          Ты капуста, капуста моя,

    Ты капуста рассадиста,

    На моё сердце досадиста.

    А теперь пришла пора для пляски.

     

                                            Хороводная пляска «Ты, капуста» РНМ

    Вед. Хорошо вы плясали, да плясками сыт не будешь. Пора отведать пирогов с капустой.

     

     

    Кумушки вносят пироги

    Кумушка             А вот и угощенье всем на удивленье!

    Пышные да вкусные, пироги капустные!

    Кушайте, детки дорогие, стряпали для вас

    С любовью, теплом, улыбкою!

    Чтоб вы кушали да радовались!

    Вед. Давайте скажем спасибо кумушкам за угощение и пригласим их к нам в группу на чай с пирогами.

    Дети уходят в группу.

     

 музыкальный  руководитель   Конова  Ольга  Анатольевна,  высшая квалификационная категория,   МДОУ  ЦРР  «Детский  сад  №1  «Колосок»,  с. Красная   Пахра  Подольского  муниципального  района  Московской  области