Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте. «Знакомство с звуком [С] и буквой «С»
 

 

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

«Знакомство с звуком [С] и буквой «С»

 

1. Задачи обучающие:

 

- познакомить с новым звуком[C] , и буквой «С»

- закрепить знания детей о  звуках - гласных, согласных (твердых, мягких, звонких, глухих)

- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;

- продолжать подготовку руки к письму

 

2. Задачи развивающие:

 

- развивать речь детей;

- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

 

3. Задачи воспитательные:

 

- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, доброжелательность.

 

Материалы: две куклы, конверт с письмом, сумка с игрушечной собакой, зеркальца на каждого ребенка, цветные карандаши, простые карандаши,  листы с заданиями, модели слов, квадраты синего, зеленого, красного цвета, предметные картинки.

 

Ход занятия:

 

1.Введение в тему занятия:

 

Воспитатель:

-Ребята! К нам в гости пришли сегодня две подружки- Соня и Сима.(Показывает две куклы. У Сони- синий бант, у Симы - зеленый). Они пришли  к вам за помощью. Дело в том, что у Сони пропала собака Клякса. Ее похитил злой волшебник и оставил зашифрованное письмо .  Мы с вами можем помочь вернуть подружкам собаку Кляксу, если выполним все задания (показывает письмо детям).Вы согласны?

Дети отвечают: «Да!»

Воспитатель:

-Итак, нам необходимо выполнить несколько заданий, и в конце мы узнаем, где спрятана собака  Клякса.

 

2.Знакомство с новым звуком.

 

Воспитатель:

-Ребята, давайте произнесем имена наших подружек Сони и Симы все вместе.

Дети произносят «Соня, Сима».

-Какой звук вы слышите в начале этих слов?

Дети: «В имени Соня – первый звук[C], в имени Сима- первый звук[C’].

 

3. Наблюдение за артикуляцией

 

Воспитатель:

-Ребята, возьмите наши волшебные зеркальца и понаблюдайте за язычком при произнесении этих звуков.

[C]-язык не хочет пропускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним зубам. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелочка. А воздух все равно прервал преграду и свистел от радости !

 

4. Характеристики звука

Воспитатель:

- Какой же это звук-гласный или согласный ?

Дети делают вывод: «Согласный

-Почему?

-Потому что при произнесении этого звука воздух встречает преграду- зубы и язык.

-Правильно, молодцы! Звук [C] – согласный, не свободный звук.

-А первые звуки в именах Сони и Симы отличаются чем-нибудь? Понаблюдайте за губами!

Дети делают вывод: «Когда мы произносим «Сима», губы растягиваются в улыбке».

Воспитатель:

-Значит, звук [C] может быть твердым и мягким. Потренируйтесь произносить этот звук твердо и мягко.

Дети тренируются : [C] ,[C’].

Воспитатель:

-А теперь, ребята, определим , звонкий он или глухой. Для этого закроем ладошками ушки и произнесем звук[C]. Если ушки у вас гудят, когда вы произносите этот звук, то он звонкий, если нет- то глухой.

Дети определяют, что звук[C] – глухой.

Воспитатель:

-Подведем итог. Что вы можете рассказать про звук [C]?

Дети делают вывод: «Это согласный звук, глухой, может быть и твердым и мягким».

 

5.Выбор слов из текста с изучаемым звуком.

 

Воспитатель:

-Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Телеграфисты». Возьмите карандаш в руку. Когда вы услышите слово с звуком [C], вы карандашом стукните по столу.

 

Текст:

Однажды Соня пошла в гости к Симе. Она надела новое платье, бусы, заплела косы, взяла собаку Кляксу. Сима была рада Соне. Они пили сок, играли в мяч, ели зефир, яблоки, ананас. Соня и Сима любят ходить друг к другу в гости!

 

 

6.Определение места звука в словах

 

Воспитатель:

-Ребята, перед вами несколько картинок .Давайте назовем, что на них изображено!(картинки- собака, миска, месяц, самолет).

-Закрасьте те картинки, на которых звук[C] стоит в начале слова.

(Самостоятельная работа детей).

-Теперь для каждого из этих слов  мы подберем схему. (На доске вывешены картинки, рядом лежат готовые схемы слов, среди которых находятся правильные. Воспитатель вызывает желающих к доске, остальные проверяют и контролируют на своих местах. Примерные вопросы: «Ребята, правильно Денис подобрал схему?», «Кто думает иначе?»)

-Ребята, давайте представим, что наши подружки Соня и Сима отправились в магазин. Придумайте, что они могли там купить. Одно условие -эти слова должны начинаться на звук[C].(ответы детей)

-А теперь посчитаем, сколько слогов в словах, которые вы назвали!(«прохлопать» слова по слогам)

 

7.Физкультминутка.

 

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишко,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

 

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

 

 

8.Знакомство с буквой «С».

 

Воспитатель:

- А теперь мы познакомимся с буквой, которой обозначаются звуки [C] и [C’].Сима знает стих про новую букву:

 

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

 

-Повторим этот стих все вместе!(Дети повторяют).

 

Задание в тетради : заштриховать букву горизонтальными линиями слева направо, написать большую и маленькую печатную букву «С».

 

9. Построение звуковой модели.

 

Воспитатель:

-Ребята, а сейчас мы посмотрим, в каких домиках живут Соня и Сима.

Воспитатель под руководством детей «выкладывает» на доске модели слов. Дети делают то же самое у себя на столах.

-А теперь ребята, задание от волшебника! Угадайте к какому слову подходит эта модель слова, и вы узнаете, где спрятана собака Клякса.(На доске размещаются картинки  и модель слова, которая подходит лишь к слову «сумка».Дети под руководством воспитателя определяют правильное слово. Воспитатель достает из приготовленной заранее сумки игрушечную собаку.)

-Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и теперь Клякса вернулась опять к Соне и Симе!

 

10. Анализ занятия.

 

Воспитатель:

Ребята, понравилось вам занятие? С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он? Какой буквой обозначается на письме? Всем спасибо за работу!