Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательных рассказов по картинкам.
 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Составление описательных рассказов по картинкам.

 

Программное содержание.

Учить описывать предметы, изображенные на карточках, выделяя существенные признаки. Упражнять в умении соотносить предмет с действиями, которые он производит. Развивать выразительность речи. Воспитывать в детях чувство сострадания, желание прийти на помощь в трудную минуту. Закреплять умение детей чётко и правильно произносить звук «щ», слышать его в словах. Развивать силу голоса.

Активизация словаря.

 Заяц, зайчик, зайчишка, заюшка, зайка, зайчонок, зайчиха, заинька.

Материал.

Карточки:  зайчата,  в   разнообразной одежде, выполняющие те или иные действия. Микрофон,  три щетки: зубная, для обуви, для одежды; костюм зайчихи: корзинка с морковью.

Предварительная работа.

Дидактические игры: «Из чего сделано», «Найди такую  же», «Узнай что изменилось», «Парные картинки», «Игрушка рассказывает о себе», «Магазин». Рисование мамы, папы, друга (вспомнить их одежду, цвет глаз и волос).

Психогимнастика «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг… и убежал.

- Заяц – это домашнее или дикое животное? Почему? (живёт в лесу).

Постановка цели.

- Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказы по картинкам.

Ход занятия.

- Отгадайте загадку,  о ком она?

Серенький, пушистый,

С длинными ушами,

Прыгает ловко ,

Любит  морковку. (заяц)

- Как по-другому можно сказать?  (зайчонок, заюшка, заинька, зайчишка, зайчик, зайчата, зайчиха)

- У каждого из вас  лежит карточка с изображением зайчонка. Скажите, что зайчата делают? (зайка играет на металлофоне; заюшка горько плачет; заинька спит и т.д.)

(Стук в дверь, входит плачущая зайчиха, здоровается).

- Ребята, к нам в гости пришла зайчиха, но она чем-то огорчена. О чём ты плачешь, зайчиха?

- Как же мне не плакать, если я всех детёнышей-зайчат растеряла. Следы ведут в ваш детский сад. Может, ваши детки мне помогут разыскать?

- Как же не помочь! Поможем, ребята? Но только как это сделать?

- А у меня есть их фотографии (показывает карточки с изображением зайчат)

  -Чтобы все услышали, сделаем объявление по микрофону. А вы внимательно слушайте и смотрите, не о вашем ли зайчике говорят.

(Даю образец объявления).

«Внимание! Внимание! Потерялся зайчик. Он серого цвета, длинные уши, короткий пушистый хвост. Зайка одет в красную футболку, синие брюки, обут в кроссовки. Он разговаривает по телефону. Кто его найдёт, пожалуйста, приведите к маме – зайчихе». (Ребёнок, у которого есть карточка с изображением такого зайчонка, приносит её и говорит: «Я нашел зайчика, который говорит по телефону. Возьмите его, пожалуйста,  мама-зайчиха», зайчиха благодарит).

- Не забудьте, ребята, сказать, какого цвета зайчик, какие у него уши, хвост; во что одет, что он делает.

(Так поочерёдно описываются все карточки).

«Внимание! Внимание! Потерялся зайчик серого цвета. У него длинные уши, короткий пушистый хвост. Оде заинька в зелёный костюм. В лапах держит морковь. Кто его найдет, пожалуйста, приведите  к маме-зайчихе».

Анализ

_ Молодец! Ты рассказала громко, все услышали твоё объявление. А что ещё любят есть зайцы? (капусту).

- Можно по-другому сказать: зайцы лакомятся морковью и капустой.

(Зайчиха благодарит за найденного зайчонка).

-Ребята, Саша пока только учится рассказывать всем сразу громко, не спешить. Потрудитесь сидеть особенно тихо, а он постарается говорить так, чтобы все его услышали. (Ребёнок рассказывает).

Анализ.

-Ты рассказал сегодня гораздо лучше. Мне почти не пришлось тебе подсказывать. У тебя сегодня получился большой и красивый рассказ.

Описание другой картинки.

«Одет в зелёную рубашку, штаны в полоску, красные сапоги. В лапах держит балалайку.

-Ребята, когда будете делать объявление, не забывайте называть зайцев по-разному.

-Наташа умеет увидеть в рисунках что-то необычное. Интересно, что заметит она сегодня.

Описание.

«Одет в красную шубу, брюки в полоску. Зайчик громко плачет, он разбил чашку».

-Молодец, как точно ты отметила настроение заиньки.

-Кто будет делать объявление, не забывайте говорить вежливые слова.

Описание.

«Зайчата одеты в желтые футболки в чёрный горошек, коричневые брюки. Заюшки пилят бревно».

-Какое настроение у зайчат? (весёлое). Если они с удовольствием трудятся, их можно назвать трудолюбивыми.

-Зайчиха, Витя правильно рассказал об этих зайчатах, это твои детки?

-Да, это они – мои трудолюбивые заюшки. Правильно вы заметили, что они одеты в одинаковые костюмы – они близнецы.

- Ребята, но что-то зайчики не могут распилить брёвнышко, не поможем ли мы им? Когда пилят бревно, слышится звук «щ-щ-щ». Губы выдвинуть вперёд, зубы видны, они сближены, язык за зубами слегка прижат.

Физминутка.

Дети – зайцы «пилят» доски. Становятся парами, берут друг друга за руки и имитируют движение пилы, произнося звук «щ-щ-щ».

-Ну как, зайчиха, ты довольна, всех мы деток отыскали?

-Да, да, теперь вся семья в сборе. Думаю, что больше они от меня не будут убегать. И вы, ребята, никуда от мамы и воспитателя далеко не уходите. А теперь я с вами попрощаюсь и оставлю вам своё угощение – корзинку с морковью. Ешьте на здоровье витаминчики и быстро вырастите.

Работа над звукопроизношением.

-Ребята, вы только что спели песенку язычка «щ-щ-щ». Спойте её ещё раз. Не забывайте прятать язычок за зубы. Давайте послушаем, как эту песенку поёт язычок Димы, Васи, Кати. А теперь споют язычки девочек, мальчиков. А теперь все вместе.

-Песня пилы живёт в разных словах. В каких? (Овощи, щенок, щука, ящик, щётка).

-Чем чистят зубы? (Зубной щёткой) . Все вы чистите зубы? Чем чистят обувь, одежду? (Показываю разные щетки и проговариваю)

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки.

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Дети проговаривают стихотворение громко, как будто выступают на сцене; шепотом, как- будто по секрету; вполголоса – для одного человека.

Итог.

- Какую песенку язычка мы сегодня выучили?

Фокина Галина Ивановна

воспитатель 1 квалификационной категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 МО «Ахтубинский район» г. Ахтубинск, Астраханская область