Развитие речи детей четвертого года жизни
 

 

Развитие речи детей четвертого года жизни

 

Развитие речи детей трех-четырех лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам почти усваивает родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растет буквально по часам, например до 100 новых слов в месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к 3-м годам часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, не правильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – тамва вместо трамвая, неправильное ударение и т.д.).

Эти нарушения в основном временные и в ходе правильного речевого развития к 5-и годам постепенно исчезают.

Речь трех леток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя еще не может определить, какой звук или что в слове произнесено неправильно.

Ребенок еще не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки).

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за состоянием зубов, прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Игры для развития речи

«Жираф и мышонок»

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения

Ход: Ребенок стоит выпрямившись, а затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки – вдох («У жирафа рост большой…»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука Ш-Ш-Ш («…У мышонка маленький»).

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой.

У жирафа рост большой,

У мышонка маленький.

 

 

«Лиса – Патрикеевна»

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.

Материал: широкая лента (мостик), маленькие сушки.

Ход: «Мостик» лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого взрослый кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить согласовывать существительное с прилагательным, правильно строить фразы.

Материал: картинки овощей и фруктов.

Ход: Ребенок берет картинку (овоща или фрукта) и называет какой из него может получиться сок (яблочный), компот (землянично - черничный), суп (грибной, гороховый), варенье (сливовое).

 

«Магазин»

Цель: формировать родовые понятия, развивать словарь.

Ход: Ребенку предлагается назвать предметы, которые можно купить в обувном, мебельном, овощном, продуктовом магазине, в магазине одежды.

 

Можно придумать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

 

 

Хороши в плане тренировки звуков и скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова.

На дворе трава,
на траве дрова.

Кукушка кукушонку купила капюшон ,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

 

«Опиши картинку»

Цель: расширять словарь детей.

Материал: картинки животных.

Ход: Глядя на картинку, спрашивайте у ребенка, что он может сказать про изображенное животное, например (можно рассмотреть картинки из знакомых сказок). Вот лисичка, какая она: рыжая, пушистая, хитрая. Пусть ребенок сам охарактеризует животное. Если ему трудно - помогайте. Можно усложнить задание: пусть расскажут не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот лиса. Она живет в лесу. У нее рыжая шубка и так далее. Это способствует и развитию мышления.

Гайфутдинова Миляуша Гарафутдиновна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ №24 «Росинка», г. Елабуга, Татарстан