ТРИЗ. Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЖИДКОСТИ».
 

 

 

 

Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЖИДКОСТИ».

(Подготовительная к школе группа).

 

 

Цель:  - закрепить понятие круговорота воды в природе.

           -  развивать творческое воображение, фантазию.

           -  развивать интонационную выразительность речи.

           -  закрепить умение пользоваться методом фокальных объектов.

 

Воспитатель: какие бывают жидкости?

Ответы детей: Сок, бензин, кисель.

Воспитатель: сегодня мы поговорим о воде.

Воспитатель: что делает вода?

Ответы детей: бежит, волнуется ветром, умывает.

Воспитатель: когда рождается капелька?

Ответы детей: весной.

Воспитатель: капелька рождается и начинает путешествовать.

 

           Дети рассказывают и инсценируют : Стоит на краю деревни колодец. Жила в том колодце водяная капля, молодая и  прекрасная, глаза синие, на голове серебристая шапочка.

        Ее сестрицы одна за другой покидали колодец. Однажды одна из сестриц вернулась в колодец и рассказала волшебную историю.

        В сказочном мире живут добрые великаны – волшебники. Когда-то они были карликами, часто ссорились и дрались.

        Однажды появилась золотая туча и пошел золотой дождь, он лился и превращал злых и уродливых  карликов в добрых великанов.

        Серебристую каплю зачерпнуло зеленое ведро. Покачнулось ведерко и плеснуло водой на землю и угодило в лужицу.  Вдруг пошел дождь-озорник, обернулась лужица ручейком-говорливым, капля в него нырнула. Прибежал ручей к речке, шепнула она ему ласково: «Давай дружить».  Влился ручей в речку и капля с ним.

        Как-то на рассвете, открыла капля глаза и увидела огромные волны и поняла, что попала в море. Улыбнулось солнце капле, протянула ей ладошку горячую и превратилась она в пар и образовалось облачко.

 

       Пришла осень в золотом сарафане, багряном венке, холодно, грустно стало капельке. Дрожит бедняжка. Юркнула она под сухой стебелек и задремала. Пробудилась поутру и не узнала себя. Обернулась она хрустальной снежинкой. Шапочка ее прозрачная стала короной блестящей.

       Долго ли спала Снежинка, никто не скажет. Только опять стало солнце ласковей, ветры ледяные умчались. Сосульки ножки свесили. Растаяла Снежинка и на асфальт спрыгнула. Шапочку прозрачную на макушку нахлобучила.

           Так и странствует серебряная капля. То дождем летним прольется, то ручьем прохладным побежит, то белым облаком проплывет, то снегом пушистым на землю ляжет.

   А вы ее не встречали?

         Дети придумывают платье для капельки с помощью метода фокальных объектов.

 

Платье для капельки.

 

Снежинка                                                                      Лампочка

Искристая                                                                      Стеклянная

Холодная                                                                        Прозрачная

Красивая                                                                         Круглая Сверкающая

 

Воспитатель: Когда вода замерзает, во что она превращается?

Ответы детей – в снег, в лед.

Воспитатель: Во всех предметах живут волшебные человечки.

                       Когда лед бывает твердым, какие там живут человечки?

Ответы детей: твердые – они крепко держатся за руки.

Если лед тает, то появляются жидкие человечки.

При кипении чайника, появляются газообразные человечки. Они всегда бегут, летают.

 Воспитатель: Сейчас поиграем в игру. Что бывает холодным как снег?

Ответы детей: Дед Мороз. Качели на улице.

 

Игра  «Наоборот»

 

Холодно-тепло

Зима-лето

Снег-дождь

Сосулька-ручеек

Мороз-жара

 

Воспитатель: на что похожа капелька?

Ответы детей: осколок зеркала, шарик прозрачный, бусинка, и т.д.

Воспитатель: капелька полетела.

  А что еще летает над городом?

Ответы детей: Бумажные змеи, птицы..

 

Дети инсценируют «Сказку о луже».

Удивительные люди, возмущалась лужа, глядя в крошечное зеркальце. И что они могут разглядеть в нем, кроме своего носа. Может они думают, что я хуже смогу отразить,  нежели какое-то зеркальце.

Воспитатель: что же может отразиться в луже?

Ответы детей: Дом, дерево…

 

Поиграем в игру «Живое-неживое у реки»

Ответы детей: берега у реки неживые, а червяки в них живые.  Раки в воде живые, а камни в воде – неживые. Цветы живые, ракушки неживые. Водоросли неживые, рыбки живые.

 

Воспитатель: представьте себе, что вы попали в дом, в котором царствует снег. Что делать в таком доме?

Ответы детей: любоваться снежинками, кататься с печки на санках, лепить снежки…

Воспитатель: А в дождевом?

Ответы детей: принимать душ, плескаться, обливать друг-друга, купаться.

       Когда капли падают на землю, создаются причудливые узоры. Дети, давайте их нарисуем. Дети рисуют, используя вкладыши Монтессори.

        Воспитатель подводит итог занятию – дети на сегодняшнем занятии мы с вами изучили интересное явление – круговорот воды в природе.

 

Литература: Страунинг А.М. «Методы активации мышления» часть1., Обнинск,  1994 г .

 

Журина Ольга Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории. ДОУ «Светлячок» при войсковой части 92551, Ступинский муниципальный район Московской области.