Нанизывание колец, убывающих по величине. КОНСПЕКТ занятия в ДЕТСКОМ САДУ.
 
 

 

 

Другие статьи по сенсорному воспитанию

Нанизывание колец, убывающих по величине

(второй год жизни)

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.
Материал. Коническая пирамидка из 5 колец на цилиндрической основе (пирамидка обыкновенная). В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не в первый раз, то этот процесс не представляет для детей особой трудности. Воспитатель заостряет внимание на том, что кольца разные. Сняв первое, показывает его детям и поясняет, что оно маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое последующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: большое кольцо, вот какое. И т. д.
На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что книзу пирамидка расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.
Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог дает указания, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину (самое маленькое колечко положить рядом с вершинкой, справа) . Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое (показывает жестом на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и наконец самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размер колец.
При захватывании большого кольца ребенок широко раскрывает ладонь, а воспитатель интонационно выразительно подчеркивает: «Вот какое большое!». Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает снова показать ей самое маленькое колечко, которое «прячется в ладошке».
При повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце занятия дети могут отнести и поставить пирамидки на соответствующую полку.
Занятие проводится 2—3 раза с детьми от 1 г. 2 мес. и старше. Продолжительность занятия 5—7 мин.
С детьми старше 1 г. 6 мес. проводятся более сложные занятия: они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных предметов; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных колец любых двух цветов.
Для самостоятельной деятельности дидактический материал должен быть размещен в доступном для детей месте. Воспитателю следует находиться, недалеко от детей, по собственной инициативе играющих с пирамидками, чтобы вовремя помочь им советом, поспособствовать доведению начатого дела до конца; поддержать порядок и т. д.


Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.


Другие статьи по сенсорному воспитанию

 


пирамидка